Виды данных и действия с информацией. Информация

На дан-ном уроке будут рас-смот-ре-ны сле-ду-ю-щие во-про-сы:

1. Что такое ин-фор-ма-ция?

2. Какие дей-ствия че-ло-век со-вер-ша-ет с ин-фор-ма-ци-ей?

3. Как че-ло-век хра-нит ин-фор-ма-цию?

4. Но-си-те-ли ин-фор-ма-ции.

5. Формы пред-став-ле-ния ин-фор-ма-ции.

Ин-фор-ма-ция - это све-де-ния об окру-жа-ю-щем мире, о про-ис-хо-дя-щих в нем про-цес-сах и яв-ле-ни-ях, вос-при-ни-ма-е-мые жи-вы-ми ор-га-низ-ма-ми и тех-ни-че-ски-ми устрой-ства-ми.

Че-ло-век по-лу-ча-ет ин-фор-ма-цию с по-мо-щью чувств:

Обо-ня-ния;

Дей-ствия с ин-фор-ма-ци-ей раз-но-об-раз-ны:

1. Чте-ние га-зе-ты, книги (Рис. 1)

2. Ре-ше-ние ма-те-ма-ти-че-ских задач (Рис. 2)

3. Фо-то-гра-фи-ро-ва-ние (Рис. 3)

Рис. 3. Фо-то-гра-фи-ро-ва-ние ()

4. На-блю-де-ние (Рис. 4)

Дей-стви-ем с ин-фор-ма-ци-ей не яв-ля-ет-ся при-го-тов-ле-ние обеда - это дей-ствие с про-дук-та-ми.

Дей-ствия с ин-фор-ма-ци-ей:

1. По-лу-че-ние;

2. Пред-став-ле-ние;

3. Пе-ре-да-ча;

4. Об-ра-бот-ка;

5. Хра-не-ние;

На-блю-де-ние - это по-лу-че-ние ин-фор-ма-ции.

Смысл дан-но-го дей-ствия - вос-при-нять ин-фор-ма-цию, по-лу-чить со-об-ще-ние.

Цель пред-став-ле-ния ин-фор-ма-ции на но-си-те-ле - ее хра-не-ние или пе-ре-да-ча.

Древ-ние люди де-ла-ли ри-сун-ки на ска-лах. В даль-ней-шем ин-фор-ма-цию пе-ре-да-ва-ли при по-мо-щи книг, кар-тин. Со-вре-мен-ные спо-со-бы пе-ре-да-чи и хра-не-ния ин-фор-ма-ции - маг-нит-ные ленты, дис-ке-ты, диски и др.

Ис-то-рия но-си-те-лей ин-фор-ма-ции

Для на-ча-ла раз-бе-рем, как хра-ни-ли ин-фор-ма-цию в древ-нем мире.

На-скаль-ные изоб-ра-же-ния эпохи па-лео-ли-та:

На-скаль-ная рос-пись (Рис. 5) - пер-вый спо-соб внеш-не-го хра-не-ния ин-фор-ма-ции в древ-ние вре-ме-на.

Рис. 5. На-скаль-ная рос-пись ()

Ху-дож-ник этой эпохи, умев-ший из-го-тав-ли-вать ору-дия сво-е-го труда и укра-шать стены пещер, по мне-нию уче-ных, дол-жен уже был об-ла-дать и речью.

На-скаль-ные ри-сун-ки по-ка-зы-ва-ли, как жили, охо-ти-лись, вы-пол-ня-ли ри-ту-а-лы древ-ние люди.

С воз-ник-но-ве-ни-ем че-ло-ве-ка ра-зум-но-го и по-яв-ле-ни-ем гра-фи-че-ско-го ис-кус-ства раз-ви-ва-лось уст-ное об-ще-ние.

Изоб-ре-те-ние пись-ма:

Впер-вые пись-мен-ность по-яви-лась 5-4 тыс. до н.э. на тер-ри-то-рии со-вре-мен-но-го Ирака, в дву-ре-чье Тигра и Ев-фра-та.

Самые пер-вые об-раз-цы пись-ма (Рис. 6) - таб-лич-ки из го-ро-да Урук - неболь-шие гли-ня-ные брус-ки пря-мо-уголь-ной формы, на вы-пук-лой по-верх-но-сти ко-то-рых на-ца-ра-па-ны пик-то-грам-мы.

Рис. 6. Об-ра-зец древ-не-го пись-ма ()

В конце кон-цов знаки при-об-ре-ли форму кли-но-об-раз-ных чер-то-чек, и это пись-мо по-лу-чи-ло на-зва-ние - кли-но-пись.

При рас-коп-ках ас-си-рий-ской сто-ли-цы Ни-не-вии были най-де-ны таб-лич-ки из цар-ско-го хра-ни-ли-ща, со-дер-жа-щие сло-ва-ри и грам-ма-ти-ки шу-мер-ско-го, ва-ви-лон-ско-го и ас-си-рий-ско-го язы-ков.

Па-пи-рус:

Ма-те-ри-а-лом, вы-тес-нив-шим гли-ня-ные таб-лич-ки и утвер-див-шим-ся во всем ан-тич-ном мире после за-во-е-ва-ния Егип-та Алек-сан-дром Ма-ке-дон-ским (332 год до н.э.), был па-пи-рус (Рис. 7).

Па-пи-рус был до-ро-гим ма-те-ри-а-лом, и писцы неред-ко ис-поль-зо-ва-ли листы по-втор-но, счи-щая ста-рый текст.

За-го-тов-ка па-пи-ру-са:

Сна-ча-ла па-пи-рус ко-си-ли, затем раз-ре-за-ли каж-дый сте-бель на длин-ные по-лос-ки и на-кла-ды-ва-ли их кон-ца-ми друг на друга. Рубцы (места сты-ков) сплю-щи-ва-ли де-ре-вян-ным мо-лот-ком. На этот кусок на-кла-ды-ва-ли дру-гой слой па-пи-ру-са, пер-пен-ди-ку-ляр-но пер-во-му, и снова били мо-лот-ком, вы-де-ляв-ший-ся сок скреп-лял по-лос-ки. Чтобы по-лу-чил-ся длин-ный па-пи-рус, от-дель-ные куски скле-и-ва-ли. Го-то-вый па-пи-рус ска-ты-ва-ли в сви-ток. Длина са-мо-го длин-но-го из из-вест-ных свит-ков па-пи-ру-са - 40,5 м.

Изоб-ре-те-ние бу-ма-ги:

В Древ-нем Китае, как и в Егип-те. Пи-са-ли ки-стью и тушью на ткани (шелке), кости, че-ре-па-хо-вом пан-ци-ре, бам-бу-ке. Шелк, од-на-ко, был дорог, по-это-му по-сто-ян-но ве-лись по-ис-ки более эко-но-мич-но-го ма-те-ри-а-ла. Изоб-ре-те-ние бу-ма-ги (Рис. 8) при-пи-сы-ва-ет-ся Цай Луню, жив-ше-му во II веке н.э.

Пер-га-мент :

Пер-гам (сто-ли-ца Мизии в Малой Азии) - один из круп-ней-ших цен-тров эл-лин-ско-го мира - зна-ме-нит тем, что со-глас-но ле-ген-де, пер-гам-ский царь Евме-ний II изоб-рел пер-га-мент.

Шкуры жи-вот-ных в ка-че-стве пис-че-го ма-те-ри-а-ла ис-поль-зо-ва-лись и рань-ше, но во II веке до н.э. Пер-гам ста-но-вит-ся одним из круп-ней-ших про-из-во-ди-те-лей этого ма-те-ри-а-ла. Евме-ний ос-но-вал зна-ме-ни-тую Пер-гам-скую биб-лио-те-ку, ко-то-рая на-счи-ты-ва-ла более 200 000 свит-ков.

Рис. 9. Вы-дел-ка пер-га-мен-та ()

Смысл дей-ствия - от-ра-зить вос-при-ня-тую ин-фор-ма-цию на но-си-те-ле в удоб-ной форме.

Пред-ста-вить ин-фор-ма-цию можно также раз-лич-ны-ми спо-со-ба-ми:

1. Сим-во-ла-ми, зна-ка-ми (Рис. 10 - 11);

2. Гра-фи-кой (ри-сун-ки, таб-ли-цы, схемы) (Рис. 12-14);

Сиг-на-ла-ми (жест, све-то-вой сиг-нал, зву-ко-вой сиг-нал);

Прием и пе-ре-да-ча ин-фор-ма-ции в при-ро-де

Живая при-ро-да слож-на и раз-но-об-раз-на. Ис-точ-ни-ка-ми и при-ем-ни-ка-ми ин-фор-ма-ции в ней яв-ля-ют-ся живые ор-га-низ-мы и их клет-ки. Ор-га-низм об-ла-да-ет рядом свойств, от-ли-ча-ю-щих его от нежи-вых ма-те-ри-аль-ных объ-ек-тов. Ос-нов-ные из них:

Непре-рыв-ный обмен ве-ще-ством, энер-ги-ей и ин-фор-ма-ци-ей с окру-жа-ю-щей сре-дой;

Раз-дра-жи-мость (спо-соб-ность ор-га-низ-ма вос-при-ни-мать и пе-ре-ра-ба-ты-вать ин-фор-ма-цию об из-ме-не-ни-ях окру-жа-ю-щей среды и внут-рен-ней среды ор-га-низ-ма);

Воз-бу-ди-мость (спо-соб-ность ре-а-ги-ро-вать на дей-ствия раз-дра-жи-те-лей);

Са-мо-ор-га-ни-за-ция (из-ме-не-ние ор-га-низ-ма для адап-та-ции к усло-ви-ям внеш-ней среды).

До по-яв-ле-ния вы-чис-ли-тель-ных машин наука био-ло-гия, за-ни-ма-ю-ща-я-ся ис-сле-до-ва-ни-я-ми живых ор-га-низ-мов, да-ва-ла опи-са-тель-ные мо-де-ли.

Как про-ис-хо-дит по-лу-че-ние, об-ра-бот-ка и на-коп-ле-ние ин-фор-ма-ции рас-те-ни-я-ми?

Рас-те-ния долж-ны вы-ста-вить сиг-на-лы, ко-то-рые де-ла-ли бы их цвет-ки осо-бен-но за-мет-ны-ми. Важно также ка-ким-то об-ра-зом от-ме-тить цвет-ки, ко-то-рые уже опы-ле-ны и не со-дер-жат более нек-та-ра. Это из-ба-вит на-се-ко-мое от на-прас-ной ра-бо-ты.

От вида опы-ли-те-ля за-ви-сит выбор рас-те-ни-я-ми со-от-вет-ству-ю-ще-го сиг-на-ла.

Цве-ток, опы-ля-е-мый толь-ко пти-ца-ми, не дол-жен при-вле-кать на-се-ко-мых.

Как пе-ре-да-ют ин-фор-ма-цию пчелы?

Уди-ви-те-лен спо-соб пе-ре-да-чи ин-фор-ма-ции у пчел - это язык танца. Пчела, на-шед-шая цве-ту-щую по-ля-ну, при-ле-та-ет к улью и на-чи-на-ет тан-це-вать в воз-ду-хе перед со-бра-тья-ми, после чего пче-ли-ный рой от-прав-ля-ет-ся в ука-зан-ное место за нек-та-ром.

Смысл дей-ствия - сбе-речь за-фик-си-ро-ван-ную (пред-став-лен-ную) на но-си-те-ле ин-фор-ма-цию (дан-ные).

Па-мять че-ло-ве-ка де-лит-ся на:

Внут-рен-нюю (опе-ра-тив-ную) па-мять. - Каж-дый че-ло-век хра-нит опре-де-лен-ную ин-фор-ма-цию в соб-ствен-ной па-мя-ти - "в уме".

Внеш-нюю (дол-го-вре-мен-ную) па-мять (книги, флеш-па-мять и т.п.). - Люди по-ни-ма-ли нена-деж-ность че-ло-ве-че-ской па-мя-ти и стре-ми-лись за-фик-си-ро-вать наи-бо-лее важ-ную ин-фор-ма-цию на внеш-них но-си-те-лях.

Смысл дей-ствия - по-де-лить-ся, об-ме-нять-ся ин-фор-ма-ци-ей, на-при-мер, с дру-ги-ми лю-дь-ми.

Любой про-цесс пе-ре-да-чи ин-фор-ма-ции упро-щен-но можно пред-ста-вить в виде:

В пе-ре-да-чи ин-фор-ма-ции все-гда участ-ву-ют две сто-ро-ны: тот, кто пе-ре-да-ет ин-фор-ма-цию (ис-точ-ник ин-фор-ма-ции), и тот, кто по-лу-ча-ет ин-фор-ма-цию (при-ем-ник ин-фор-ма-ции).

Пе-ре-да-ча ин-фор-ма-ции осу-ществ-ля-ет-ся устно, пись-мен-но, по те-ле-фон-ным про-во-дам, с по-мо-щью ком-пью-тер-ных сетей.

Об-ра-бот-ка ин-фор-ма-ции - это ре-ше-ние неко-то-рой ин-фор-ма-ци-он-ной за-да-чи.

Смысл дей-ствия - из-ме-нить форму и смысл со-об-ще-ния, по-лу-чить новую ин-фор-ма-цию.

При-мер: ре-ше-ние ма-те-ма-ти-че-ской за-да-чи.

Ис-пол-ни-те-лем, об-ра-ба-ты-ва-ю-щим ин-фор-ма-цию, яв-ля-ет-ся че-ло-век или спе-ци-аль-ное тех-ни-че-ское устрой-ство (на-при-мер, ком-пью-тер).

Смысл дей-ствия - из-ме-нить (по-до-брать) форму пред-став-ле-ния для хра-не-ния, ис-поль-зо-ва-ния, пе-ре-да-чи, об-ра-бот-ки ин-фор-ма-ции.

При-мер (Рис. 16) пре-об-ра-зо-ва-ние гра-фи-че-ской ин-фор-ма-ции (ри-сун-ка) в тек-сто-вую ин-фор-ма-цию (текст):

Рис. 16. Пре-об-ра-зо-ва-ние ин-фор-ма-ции

Спи-сок ре-ко-мен-до-ван-ной ли-те-ра-ту-ры

1. Бо-со-ва Л.Л. Ин-фор-ма-ти-ка и ИКТ: Учеб-ник для 5 клас-са. - М.: БИНОМ. Ла-бо-ра-то-рия зна-ний, 2012

2. Бо-со-ва Л.Л. Ин-фор-ма-ти-ка: Ра-бо-чая тет-радь для 5 клас-са. - М.: БИНОМ. Ла-бо-ра-то-рия зна-ний, 2010.

3. Бо-со-ва Л.Л., Бо-со-ва А.Ю. Уроки ин-фор-ма-ти-ки в 5-6 клас-сах: Ме-то-ди-че-ское по-со-бие. - М.: БИНОМ. Ла-бо-ра-то-рия зна-ний, 2010.

Ре-ко-мен-до-ван-ные ссыл-ки на ре-сур-сы ин-тер-нет

1. Фе-сти-валь "От-кры-тый урок" ().

Ре-ко-мен-до-ван-ное до-маш-нее за-да-ние

1. §1.2-1.5 (Бо-со-ва Л.Л. Ин-фор-ма-ти-ка и ИКТ: Учеб-ник для 5 клас-са);

2. Стр. 13 за-да-ние 1, 2; стр. 16, за-да-ние 1, 4, 7; стр. 19, за-да-ние 1, 2, 4; стр. 23-24, за-да-ние 3, 7, 8 (Бо-со-ва Л.Л. Ин-фор-ма-ти-ка и 3. ИКТ: Учеб-ник для 5 клас-са);

Пояснительная записка

Промежуточный аттестация по информатике и ИКТ для 7 класса составлен в соответствии с требованиями:

Промежуточный аттестация по информатике и ИКТ для 7 класса составлен на основе учебно-методических комплектов: Босова. 7 класс - М.: Бином.

Промежуточная аттестация по информатике и ИКТ за курс 7 класса проводится в письменной форме в виде тестовой контрольной работы .

Экзаменационная работа содержит 2 варианта, каждый из которых со стоит из двух частей: часть 1 (задания 1-5) и часть 2 (задания 6-10). В части 1 содержатся вопросы с выбором правильного ответа, на вопросы части 2 учащиеся дают самостоятельный развернутый ответ.

В тексте экзаменационной работы представлены задания по всем темам, изучаемым в 7 классе. Представлены вопросы по основным тематическим разделам: введение в информатику, алгоритмы и начала программирования, информационные и коммуникационные технологии.

Вымя выполнения контрольной работы – (40 минут).

Критерии оценивания:

Максимальное количество баллов – 15.

Правильный ответ в заданиях первой части (задания 1-5) оценивается в 1 балл.

Правильный ответ в заданиях второй части (задания 6-10) оценивается в 2 балла.

«5» - 13 – 15 баллов;

«4» -10 – 12 баллов;

«3» - 6– 9 баллов;

«2» - менее 6 баллов.


по информатике и ИКТ
для 7 класса

Вариант 1.

Часть 1.

1. Установите свойство информации, соответствующее описанию: Информация выражена на языке, доступном для получателя


1) Объективность 2) Достоверность 3) Актуальность

4) Полезность 5) Понятность 6) Полнота

D :\ УЧЕБА \ МАТЕМАТИКА \ 2015 \ ВЕСНА. Сначала он поднялся на три уровня вверх, потом спустился в каталог ЭКЗАМЕН и после этого спустился в каталог РАСПСАНИЕ. Укажите полный путь для того каталога, в котором оказался пользователь (в ответе укажите номер правильного ответа):

1) D:\ УЧЕБА \ МАТЕМАТИКА \ РАСПСАНИЕ

2) D:\ УЧЕБА \ РАСПСАНИЕ \ ЭКЗАМЕН

3) D:\ УЧЕБА \ ЭКЗАМЕН \ РАСПСАНИЕ

4) D:\ УЧЕБА \ МАТЕМАТИКА \ 2015 \ ВЕСНА \ ЭКЗАМЕН \ РАСПСАНИЕ

В памяти компьютера сохраняется информация о простейших геометрических объектах, составляющих изображение

4. Укажите команды, при выполнении которых выделенный фрагмент текста попадет в буфер обмена:

1) Открыть 2) Копировать 3) Удалить 4) Вырезать 5) Вставить 6) Переместить

7) Отменить 8) Повторить 9) Заменить 10) Найти 11) Сохранить

5. В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется 8 битами. Определите информационный объем сообщения в этой кодировке. Длинна данного сообщения 32 символа.

1) 32 бита 2) 320 битов 3) 32 байта 4) 256 байтов

Часть 2.

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу ЗВЕРИ │ПТИЦЫ?

7. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях: «включено» и «выключено». Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передавать не менее 13 различных сигналов?

8. Разрешение монитора 1024х768 пикселей. Монитор отображает 65 536 цветов. Какой объём видеопамяти необходим для текущего изображения рабочего стола? Ответ выразите в Мбитах (при необходимости ответ округлите до десятых).

9. Разделите перечисленные устройства на группы и дайте название каждой группе. Ответ представьте в виде схемы.

Устройства: процессор, монитор, флеш-память, мышь, плоттер, видеокамера , сканер, CD-диск, графопостроитель, Web-камера, ПЗУ, оперативная память, акустические колонки, клавиатура.

1) Основное устройство вывода видеоинформации

2) Точечный элемент экрана монитора

Промежуточная аттестация (контрольная работа)
по информатике и ИКТ
для 7 класса

Вариант 2

Часть 1.

1. Укажите действие с информацией соответствующее описанию: Перевод текста с английского языка на русский язык

1) Сбор информации 2) Обработка информации

3) Хранение информации 4)Передача информации

2. Пользователь работал с каталогом D :\ ДОКУМЕНТЫ \ УЧЕБА \ 2015 \ ВЕСНА. Сначала он поднялся на три уровня вверх, потом спустился в каталог ФОТО и после этого спустился в каталог ДОКЛАД. Укажите полный путь для того каталога, в котором оказался пользователь (в ответе укажите номер правильного ответа):


1) D:\ ДОКУМЕНТЫ \ УЧЕБА \ ДОКЛАД

2) D:\ ДОКУМЕНТЫ \ ДОКЛАД \ ФОТО

3) D:\ ДОКУМЕНТЫ \ ФОТО \ ДОКЛАД

4) D:\ ДОКУМЕНТЫ \ УЧЕБА \ 2015 \ ВЕСНА \ ФОТО \ ДОКЛАД

3. Укажите вид графики, соответствующий описанию: В памяти компьютера сохраняется информация о цвете каждого входящего в нее пикселя

1) Растровая графика 2) Векторная графика 3) Фрактальная графика

4. Укажите параметры, устанавливаемые при задании параметров страницы.

1) Ориентация 2) Стиль 3) Размер шрифта 4) Размер бумаги 5) Поля

6) Номера страниц 7) Междустрочный интервал 8) Отступы

9) Выравнивание абзацев 10) Начертание

5. В кодировке Unicode каждый символ кодируется 2 байтами. Определите информационный объем сообщения в этой кодировке. Длинна данного сообщения 32 символа.

1) 32 бита 2) 320 байтов 3) 32 байта 4) 512 битов

Часть 2.

6. В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу КОНФЕТЫ │АЛЁНКА?

7. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях: «включено» и «выключено. Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передавать не менее 15 различных сигналов?

8. Разрешение монитора 1024х860 пикселей. Монитор отображает 32 768 цветов. Какой объём видеопамяти необходим для текущего изображения рабочего стола? Ответ выразите в Мбитах (при необходимости ответ округлите до десятых).

9. Разделите перечисленные виды программного обеспечения на группы и дайте название каждой группе. Ответ представьте в виде схемы. Виды программного обеспечения: системы автоматизированного проектирования, антивирусные программы, архиваторы, операционные системы, мультимедиа проигрыватели, программы обслуживания дисков, системы управления базами данных , бухгалтерские программы, геоинформационные системы , электронные учебники, офисные пакеты.

10. Укажите понятия, соответствующие описаниям:

1) Длина двоичного кода, который используется для кодирования цвета пикселя

2) Набор цветов, которые могут быть воспроизведены при выводе изображения

Ответы к экзаменационному материалу

Вариант 1

Вариант 2

№ задания

№ задания

Примерный вариант ответа

Примерный вариант ответа

Глубина цвета

Все, что нас окружает - это своего рода информация, которую мы воспринимаем различными органами чувств. Мы видим цвета, чувствуем запах, слышим разговоры и другие звуки - это все информация.

Сейчас мы поговорим о данных с точки зрения предмета информатика. Какие действия с информацией мы можем совершать и делаем это ежедневно, не осознавая данного факта? Рассмотрим само основное понятие, классификацию данных. Перед тем как переходить к вопросу о том, какие действия с информацией мы можем совершить, предлагаем вашему вниманию небольшое вступление, а именно азы информатики.

Информация

Действия с информацией многочисленны: получение, обработка, хранение, передача. Наверняка все это знают, но вот что же такое информация? Не каждый задумывался над этим вопросом.

Важно запомнить то, что любая информация обязательно связана с какими-либо данными. Она может быть как зависимой, так и нет, взаимосвязанной с другими данными или информацией, может обладать стоимостными характеристиками и так далее. Это небольшой перечень свойств.

Абсолютно вся информация делится на:

  • Массовую.
  • Специальную.
  • Личную.

К первой категории относятся средства массовой информации, мы ими пользуемся каждый день: смотрим телевизор, читаем газеты и журналы, а в нашем веке вся основная информация черпается из всемирной паутины под названием Интернет. Специальная информация включает в себя научные, технические, управленческие данные, которые далеко не каждому доступны. О личной информации и говорить не стоит, всем и так понятно, что это неразглашаемые данные, которыми распоряжается один человек. Перед тем как мы рассмотрим действия с информацией, предлагаем познакомиться с ее классификацией. Различные источники предлагают множество вариаций, сопоставив несколько возможных, мы приведем вариант, описанный в следующем пункте.

Классификация

Для начала важно знать, что вся информация делится на две большие группы, разбитые по форме представления: дискретная и аналоговая. Если брать примеры, то к первой группе относятся количества преступлений, то есть информация меняется, а ко второй - скорость автомобиля на определенном промежутке пути.

Также информацию можно разделить, учитывая область возникновения: элементарная, биологическая, социальная. К первой группе относятся действия неодушевленных предметов, ко второй - процессы живого мира, а третья отображает процессы человека и общества в целом.

Уже в прошлом пункте мы привели один из вариантов классификации, который отображает назначение. Мы разделили информацию на: массовую, специальную и личную.

Перед тем как выделить действия с информацией, разберем классификацию, которая наиболее часто встречается в курсах информатики и ИКТ, то есть разделение по способу кодирования:

  • Символьная.
  • Текстовая.
  • Графическая.

Действия

  • Получение.
  • Обработка.
  • Хранение.
  • Передача.

Мы предлагаем каждую операцию рассмотреть отдельно, для более близкого и осмысленного знакомства.

Получение информации

В прошлом пункте мы выделили основные операции, важно отметить тот факт, что последовательность действий с информацией там выбрана такая неслучайно. Это правильная последовательность работы с информацией.

Первой в нашем списке идет операция получения. Информация разная и приходит она к нам различными способами, а именно выделяют такие методы:

  • Эмпирические.
  • Теоретические.
  • Смешанные.

Первый метод построен на получении любых эмпирических данных, которые возможно получить с помощью некоторых действий: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, опрос, тестирование, интервью и так далее.

Ко второй группе относятся методы построения теорий, а третья сочетает в себе и первые и вторые методы.

Обработка

Сначала идет получение информации, затем обязательно нужна обработка. Этот процесс происходит в несколько этапов. Разберем на примере предприятия. Весь процесс начинается со сбора данных. Любая фирма в ходе своей деятельности сопровождает каждое действие записью данных. Для обработки данных используют операцию классификации, как известно, вся информация представляет собой коды, состоящие из одного или нескольких символов. Если рассматривать начисление заработной платы, то запись будет состоять (примерно) из табельного номера, кода подразделения, кода должности и так далее. Исходя из этой информации и начисляется заработная плата работнику.

Хранение

Обработка и - это очень важные процессы, один из которых мы уже разобрали. Переходим к следующему этапу. Зачем мы храним информацию? Это связано с тем, что практически все данные нужны неоднократно. Любая сохраненная информация - это «след», и совсем неважно, о каком носителе идет речь, ими могут быть и камни, и дерево, бумага, пленка, диск и так далее, всех не перечислишь. Если смотреть на лист, камень с вырезанными буквами, то здесь все просто - мы видим информацию невооруженным глазом. А вот что касается дисков, пленок, флеш-накопителей, то с этим немного сложнее, нужны специальные приборы для считывания информации. Но в этом и кроется некий плюс, то есть запись или считывание может быть полностью автоматизированным процессом.

Передача

Это процесс, в ходе которого информация перемещается в пространстве, он включает несколько компонентов: источник, получатель, носитель, среда передачи данных. Рассмотрим на элементарном примере. Вы записали фильм на диск и отнесли его вашему другу. Это где участвуют источник - ваш компьютер, носитель - диск, получатель - друг. Так же происходит этот процесс и при передаче данных через интернет, только вам ходить никуда не надо.