Тест амтхауэра. Тест Р.Амтхауэра, Тест структуры интеллекта (TSI) Тест структуры интеллекта кр 3 85 интерпретация

Исследование структуры интеллекта личности.

Описание теста

Тест интеллекта и одновременно профориентационный тест Амтхауэра может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 30-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов.

Процедура проведения теста

Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров.

На каждый субтест отводится фиксированное время:

Субтест Время, мин Субтест Время, мин
1 6 5 10
2 6 6 7
3 7 7 9
4 8 8 10
9 3 (запоминание)
6 (воспроизведение)
Инструкция к тесту

В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов.

Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло. Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания. Не следует делать никаких пометок в тексте методики, все ответы выносятся на специальные листы (бланки), где указывается фамилия, а также дата и время начала работы.

Если инструкция понятна, ждите сигнала о начале работы.

Тестовый материал

Описание заданий раздела 1 и образцы решений

Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является, по вашему мнению, наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл. Если вы нашли такое слово, нужно в листе ответов поставить рядом с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово среди других вариантов ответа.

Образец 1.

Кролик больше всего похож на…
а) кошку; б) белку; в) зайца; г) лису; д) ежа.

Если вы нашли правильный ответ, то в листе ответов ставится следующее: , означающее, что «Кролик больше всего похож на зайца ».

Образец 2.

Противоположностью надежды является…
а) грусть; б) злость; в) нежность; г) уныние; д) отчаяние.

В листе ответов ставится: , означающее, что «Противоположностью надежды является отчаяние ». Естественно, записывать в лист ответов получившееся по смыслу предложение не нужно: у вас очень ограничено время. Лучше еще раз проверить ваши ответы, и если вдруг найдется другое решение, то зачеркнуть прежнюю букву и поставить рядом другую.

Раздел 1. Задания 1-20

  1. У дерева всегда есть…
    а) листья; б) плоды; в) почки; г) корни; д) тень.
  2. Комментарий – это…
    а) закон; 6) лекция; в) объяснение; г) следствие; д) намек.
  3. Противоположностью предательства является…
    а) любовь; б) тунеядство; в) хитрость; г) трусость; д) преданность.
  4. Женщины … бывают выше мужчин.
    а) всегда; б) обычно; в) часто; г) никогда не; д) иногда.
  5. Обед не может состояться без…
    а) стола; б) сервиза; в) пищи; г) воды; д) голода.
  6. Занятием, противоположным отдыху, является…
    а) труд; б) забота; в) усталость; г) прогулка; д) тренировка.
  7. Для торговли необходимо иметь…
    а) магазин; б) деньги; в) прилавок; г) товар; д) весы.
  8. Когда спор кончается взаимной уступкой, это называется…
    а) конвенцией; б) компромиссом; в) развязкой; г) сговором; д)примирением.
  9. Человека, который плохо относится к новшествам, называют…
    а) анархистом; б) либералом; в) демократом; г) радикалом; д) консерватором.
  10. Сыновья … превосходят отцов по жизненному опыту…
    а) никогда не; б) часто; в) редко; г) обычно; д) всегда.
  11. При одинаковом весе больше всего белков содержит…
    а) мясо; б) яйца; в) жир; г) рыба; д) хлеб.
  12. Соотношение выигрышей и проигрышей в лотерее дает возможность определить…
    а) число участников; б) прибыль; в) цену одного билета; г)количество билетов; д) вероятность выигрыша.
  13. Тетя … бывает старше племянницы.
    а) всегда; б) редко; в) почти всегда; г) никогда не; д) обязательно.
  14. Утверждение, что все люди честны…
    а) ложно; б) хитро; в) абсурдно; г) верно; д) не доказано.
  15. Рост шестилетнего ребенка равен примерно … см.
    а) 160; б) 60; в) 140; г) 110; д) 50.
  16. Длина спички … см.
    а) 4; б) 3; в) 2,5; г) 6; д) 5.
  17. Не вполне доказанное утверждение называют…
    а) двусмысленным; б) парадоксальным; в) гипотетичным; г) путанным; д)очевидным.
  18. Севернее всех названных городов расположен…
    а) Новосибирск; б) Мурманск; в) Красноярск; г) Иркутск; д) Хабаровск.
  19. Предложение не существует без…
    а) глагола; б) подлежащего; в) обращения; г) точки; д) слов;
  20. Расстояние между Москвой и Новосибирском составляет примерно…км.
    а) 3000; б) 1000; в) 7000; г) 4800; д) 2100.

Описание заданий раздела 2 и образцы решений

В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов. Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так: «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных». Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания.

Образец 1.

1. а) стол; б) стул; в) голубь; г) диван; д) шкаф.

Ответ , так как «голубь » не относится к предметам мебели, а смысл объединения слов именно таков. Слово «голубь» является лишним но смыслу в ряду названных слов.

Образец 2.

2. а) идти; б) мчаться; в) ползти; г) бежать; д) лежать.

Ответ , так как «лежать » не относится к обозначению способов передвижения. Слово «лежать» является лишним по смыслу в ряду названных слов.

Раздел 2. Задания 21-40

  1. а) Писать; б) рубить; в) шить; г) читать; д) кровать.
  2. а) Узкий; б) угловатый; в) короткий; г) высокий; д) широкий.
  3. а) Велосипед; б) мотоцикл; в) поезд; г) трамвай; д) автобус.
  4. а) Запад; б) курс; в) направление; г) путешествие; д) север.
  5. а) Видеть; б) говорить; в) осязать; г) нюхать; д) слышать.
  6. а) Прилечь; б) приподняться; в) присесть; г) прислониться; д) привстать.
  7. а) Круг; б) эллипс; в) стрела; г) дуга; д) кривая.
  8. а) Добрый; б) верный; в) отзывчивый; г) трусливый; д) честный.
  9. а) Разделять; б) освобождать; в) связывать; г) резать; д) отличать.
  10. а) Граница; б) мост; в) общество; г) расстояние; д) супружество.
  11. а) Занавес; б) щит; в) невод; г) фильтр; д) стена.
  12. а) Матрос; б) плотник; в) шофер; г) велосипедист д) парикмахер.
  13. а) Кларнет; б) контрабас; в) гитара; г) скрипка; д) арфа.
  14. а) Отражение; б) эхо; в) деятельность; г) отзвук; д) подражание.
  15. а) Ученье; б) планирование; в) тренировка; г) отчет; д)рекламирование.
  16. а) Зависть; б) скупость; в) обжорство; г) скаредность; д) жадность.
  17. а) Разум; б) вывод; в) решение; г) начинание; д) договор.
  18. а) Тонкий; б) худой; в) узкий; г) дородный; д) короткий.
  19. а) Горлышко; б) пробка; в) ножка; г) спинка; д) ручка.
  20. а) Туманный; б) морозный; в) ветреный; г) хмурый; д) дождливый.

Описание заданий раздела 3 и образцы решений

В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во второй паре слов. Первая пара слов – полная, состоящая из двух взаимосвязанных по смыслу слов; нужно понять смысл этой взаимосвязи, чтобы в соответствии с ним выбрать недостающее во второй паре слово из пяти слов, приводимых ниже.

Образец 1.

1. Лес: дерево; луг: ?
а) куст; б) пастбище; в) трава; г) сено; д) тропинка.

Ответ , так как взаимное отношение леса и деревьев имеет такой же смысл, как взаимное отношение луга и травы .

Образец 2.

2. Темный: светлый; мокрый: ?
а) дождливый; б) сырой; в) пасмурный; г) влажный; д) сухой.

Ответ , так как взаимное отношение темного и светлого имеет такой же противоречивый смысл, как взаимное отношение мокрого и сухого .

Раздел 3. Задания 41-60

  1. Школа: директор; кружок: ?
    а) председатель; б) член; в) руководитель; г) заведующий; д) посетитель.
  2. Часы: время; термометр: ?
    а) прибор; б) измерение; в) ртуть; г) тепло; д) температура.
  3. Искать: находить; размышлять: ?
    а) запоминать; б) приходить к выводу; в) расследовать; г) петь; д)вспоминать.
  4. Круг: шар; квадрат: ?
    а) призма; б) прямоугольник; в) тело; г) геометрия; д) куб.
  5. Действие: успех; обработка: ?
    а) товар; б) труд; в) отделка; г) достижение; д) цена.
  6. Животное: коза; пища: ?
    а) продукт; б) еда; в) обед; г) хлеб; д) кухня.
  7. Голод: худоба; труд: ?
    а) усилие; б) усталость; в) энтузиазм; г) плата; д) отдых.
  8. Луна: Земля; Земля: ?
    а) Марс; б) звезда; в) Солнце; г) планета; д) воздух.
  9. Ножницы: резать; орнамент: ?
    а) вышивать; б) украшать; в) создавать; г) рисовать; д) выпиливать.
  10. Автомобиль: мотор; яхта: ?
    а) борт; б) киль; в) корма; г) парус; д) мачта.
  11. Роман: пролог; опера: ?
    а) афиша; б) программа; в) либретто; г) увертюра; д) ария.
  12. Ель: дуб; стол: ?
    а) мебель; б) шкаф; в) скатерть; г) гардероб; д) гарнитур.
  13. Язык: горький; глаз: ?
    а) зрение; б) красный; в) очки; г) свет; л) зоркий.
  14. Пища: соль; лекция: ?
    а) скука; б) конспект; в) юмор; г) беседа; д) язык.
  15. Год: весна; жизнь: ?
    а) радость; б) старость; в) рождение; г) юность; д) учеба.
  16. Решение: боль; превышение скорости: ?
    а) расстояние; б) протокол; в) арест; г) авария; д) сопротивление воздуха.
  17. Наука: математика; издание: ?
    а) типография; б) рассказ; в) журнал; г) газета «Вести»; д) редакция.
  18. Горы: перевал; река: ?
    а) лодка; б) мост; в) брод; г) паром; д) берег.
  19. Кожа: осязание; глаз: ?
    а) освещение; б) зрение; в) наблюдение; г) взгляд; д) смущение.
  20. Грусть: настроение; гнев: ?
    а) печаль; б) ярость; в) страх; г) аффект; д) прощение.

Описание заданий раздела 4 и образцы решений

В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае – двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания.

Образец 1.

Пшеница, овес – ?

Ответ: зерновые , так как это слово точно передает общий смысл обоих слов, объединяя их этим общим смыслом.

Образец 2.

Хлеб, масло – ?

Ответ: пища , так как это слово правильно выражает общий смысл обоих названных слов.

Раздел 4. Задания 61-76

  1. Яблоко, земляника – ?
  2. Сигарета, кофе – ?
  3. Часы, термометр – ?
  4. Нос, глаза – ?
  5. Эхо, зеркало – ?
  6. Картина, басня – ?
  7. Громко, тихо – ?
  8. Семя, яйцо – ?
  9. Герб, флаг – ?
  10. Кит, щука – ?
  11. Голод, жажда – ?
  12. Муравей, осина – ?
  13. Нож, проволока – ?
  14. Наверху, внизу – ?
  15. Благословение, проклятие -?
  16. Похвала, наказание – ?

Описание заданий раздела 5 и образцы решений

В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими, сколько практическими. Поэтому решая их, необходимо быть внимательным в отношении практического смысла ваших ответов. Это позволит проверить правильность вашего решения не только по содержанию вычислений, но и по необходимости этих, а не других вычислений.

Образец 1.

Книга стоит 25 монет. Сколько стоят 3 книги?

Ответ: 75 (монет), так как здесь действительно необходимо умножить: 25 х 3 .

Образец 2.

Лодка плывет по течению реки со скоростью 10 км/час, а скорость этого течения составляет 4 км/час. Какова скорость лодки относительно берега?

Ответ: 14 км/час , так как в этой задаче необходимо сложить скорость лодки и течения воды: 10 + 4 .

Раздел 5. Задания 77-96

  1. У мальчика было 100 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось?
  2. Сколько километров проедет автомобиль за 9 часов, если его скорость составляет 70 км/час?
  3. Фрукты в 15 ящиках весят 280 кг., а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес фруктов?
  4. Траншею 6 человек выкопают за 72 часа. За сколько часов выкопают такую же траншею 18 человек?
  5. Упаковка из трех шариковых ручек стоит 5 монет. Сколько шариковых ручек можно приобрести на 60 монет?
  6. Человек пробегает 1,5 м. за четверть секунды. Какое расстояние этот человек пробежит за 10 секунд?
  7. Дерево находится в 20 м. севернее дома, а дом расположен в 15 м. севернее пруда. Каково расстояние от дерева до пруда?
  8. Кусок материи длиной 3,5 м. стоит 70 монет. Сколько стоит 2,5 м. такой же материи?
  9. Рабочие выполнят задание вчетвером за 90 дней. Сколько нужно рабочих для выполнения такого же задания за половину дня?
  10. Проволока длиной 48 см. при нагревании увеличивается до 56 см. Какова будет длина 72-сантиметровой проволоки при ее нагревании?
  11. В мастерской за 8 часов делают 280 стульев. Сколько стульев будет изготовлено в этой мастерской за полтора часа?
  12. Сплав составляется из двух частей серебра и трех частей олова. Сколько граммов олова потребуется для получения 15 г. сплава?
  13. Один человек зарабатывает в день 3 сотни монет, а другой – 5 сотен. Вместе они зарабатывают 120 сотен монет за половину месяца. Сколько сотен монет зарабатывает за 15 дней первый из этих двоих людей?
  14. За одно и то же время первый ткацкий цех выпускает 60 м. материи, а второй – 40 м. Сколько материи изготовит второй цех к тому времени, когда первый уже выпустит 90 м. материи?
  15. Некто отдал восьмую часть своих денег за почтовые марки и еще в три раза больше денег за бумагу, после чего у него осталось 8 монет.
  16. В два ящика упаковано 43 предмета. В первый ящик вошло на 9 предметов больше, чем во второй. Сколько предметов находится в первом ящике?
  17. Кусок материи длиной 60 м. разрезали на две части так, что одна из них составляет две трети другой. Какова длина того куска материи, который больше?
  18. Предприятие отправило три четверти своей продукции на экспорт, а пятую часть этой продукции реализовало для своих рабочих. Какой процент продукции остался на складе предприятия?
  19. Сок, заполняющий 6/7 объема емкости, стоит 72 сотни монет. Сколько сотен монет стоит 1/2 объема той же самой емкости?
  20. В одной семье у каждой дочери равное число братьев и сестер, а у каждого сына сестер в два раза больше, чем братьев. Сколько в семье дочерей?

Описание заданий раздела 6 и образцы решений

В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между собою. Необходимо продолжить числовой ряд на основании обнаруженной вами особенности этой связи чисел.

Образец 1.

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14…

Ответ: 16 , так как в этом ряду чисел особенность их связи между собою – постоянное возрастание каждого следующего числа на 2 единицы.

Образец 2.

9, 7, 10, 8, 11, 9, 12…

Ответ: 10 , так как в этом числовом ряду особенность связи чисел между собою состоит в том, что при переходе от первого числа ко второму нужно вычесть 2 единицы, а при переходе от второго числа к третьему нужно прибавить 3 единицы и т. д.

Раздел 6. Задания 97 116

  1. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24…
  2. 16, 17, 19, 20, 22, 23, 25…
  3. 19, 16, 22, 19, 25, 22, 28…
  4. 17, 13, 18, 14, 19, 15, 20…
  5. 4, 6, 12, 14, 28, 30, 60…
  6. 26, 28, 25, 29, 24, 30, 23…
  7. 29, 26, 13, 39, 36, 18, 54…
  8. 21, 7, 9, 12, 6, 2, 4…
  9. 5, 6, 4, 6, 7, 5, 7…
  10. 17, 15, 18, 14, 19, 13, 20…
  11. 279, 93, 90, 30, 27, 9, 6…
  12. 4, 7, 8, 7, 10, 11, 10…
  13. 9, 12, 16, 20, 25, 30, 36…
  14. 5, 2, 6, 2, 8, 3, 15…
  15. 15, 19, 22, 11, 15, 18, 9…
  16. 8, 11, 16, 23, 32, 43, 56…
  17. 9, 6, 18, 21, 7, 4, 12…
  18. 7, 8, 10, 7, 11, 16, 10…
  19. 15, 6, 18, 10, 30, 23, 69…
  20. 3, 27, 36, 4, 13, 117, 126.. .

Описание заданий раздела 7 и образцы решений

В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), б), в), г), д).

Образец

Решение

Ответ: а . Соединив части фигур 01, получим фигуру “а” . При соединении частей 02 возникает фигура «д». Соответственно из 03 получаем «б», из 04 – «г».

Раздел 7. Задания 117-136

На данный момент, изображения в стадии подготовки (Редактор).

Описание заданий раздела 8 и образцы решений

Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д»). Кубы расположены так, что из шести граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача – определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.

Образец

На данный момент, изображения в стадии подготовки (Редактор).

Для куба 01 ответ будет: а . Куб (01) представляет измененное положение куба «а». Второй куб (02) соответствует кубу «д», третий (03) – кубу «б», (04) – «в», (05) – «г».

Раздел 8. Задания 137-156

Раздел 9

Для выполнения заданий этого раздела вам потребуется сначала выучить группу слов. Затем вы получите задания, с помощью которых выяснится, насколько хорошо вы эти слова запомнили.

После того как будет разрешено перевернуть эту страницу, постарайтесь как можно лучше запомнить ряды слов, помещенные в таблицу.

Для запоминания приведенных ниже слов вам дается 3 минуты :

Описание заданий раздела 9 и образцы решений

В каждом задании вам будет указана первая буква одного из выученных слов. Вы должны вспомнить, что означало слово, начинающееся с этой буквы: цветок , инструмент , птицу , произведение искусства или животное . Помните, что все заученные слова начинаются с разных букв, т.е. ни одна начальная буква не повторяется.

Образец 1.

Первая буква – «ф ». Из группы слов, означающих:

  1. цветок,
  2. инструмент,
  3. птицу,
  4. произведение искусства,
  5. животное,

на букву «ф » начинается лишь фиалка , то есть цветок . Следовательно, в листе ответов укажите цифру 1 .

Образец 2.

Первая буква слова – «з». Из группы слов, означающих:

  1. цветок,
  2. инструмент,
  3. птицу,
  4. произведение искусства,
  5. животное,

на букву «з » начинается слово «заяц », то есть животное . Следовательно, в листе ответов будет: 5 .

Раздел 9. Задания 157-176

№ задания Первая буква слова 1. Цветы 2. Инструменты 3. Птицы 4. Произведения искусства 5. Животные
157. Б
158. Е
159. Ч
160. Щ
161. Я
162. Ф
163. X
164. У
165. М
166. П
167. Д
168. А
169. С
170. Н
171. Ш
172. К
173. Т
174. О
175. Ж
176. Г
Ключ к тесту
  • Субтест 1: «ДП » (дополнение предложений ): 1г, 2в, 3д, 4д, 5в, 6а, 7г, 8б, 9д, 10в, 11б, 12д, 13в, 14а, 15г, 16а, 17в, 18б, 19д, 20a.
  • Субтест 2: «ИС » (исключение слова ): 21д, 22б, 23а, 24г, 25б, 26г, 27в, 28г, 29д, 30г, 31д, 32г, 33а, 34в, 35д, 36в, 37а, 38г, 39б, 40 г.
  • Субтест 3: «Ан » (аналогии ): 41в, 42д, 43б, 44д, 45в, 46г, 47б, 48в, 49б, 50г, 51 г, 52б, 53б, 54в, 55г, 56д, 57в, 58в, 59б, 60г.
  • Субтест 4: «Об » (обобщение ): 61 – плоды; 62 – стимуляторы; 63 – приборы; 64 – органы чувств; 65 – отражение; 66 – произведение искусства; 67 – сила; 68 – зародыши; 69 – символы; 70 – водные животные: 71 -органические потребности; 72 – живые организмы; 73 – металлические изделия; 74 – положение в пространстве; 75 – пожелания (санкции); 76 – меры воспитания.
  • Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

1 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: У сапога всегда есть...

2 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: В тёплых краях обитает...

3 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: В году... месяцев (сколько?)

4 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Месяц зимы...

5 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: В нашей стране не живёт...

6 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Отец старше своего сына...

7 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Время суток...

8 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Вода всегда...

9 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: У дерева всегда есть...

10 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Город России...

21 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Огурец/овощ = Георгин/...

22 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Учитель/ученик = Врач/...

23 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Огород/морковь = Сад/...

24 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Цветок/ваза = Птица/...

25 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Перчатка/рука = Сапог/...

26 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Тёмный/светлый = Мокрый/...

27 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Часы/время = Термометр/...

28 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Машина/мотор = Лодка/...

29 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Стул/деревянный = Игла/...

30 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Стол/скатерть = Пол/...

31 Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье... - это одежда. Выбери это слово. Метла, лопата это...

ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА (КР-3-85)
Форма А
Общая инструкция.

Всего в данном блоке Вам будет предложено 8 интеллектуальных методик. В каждой методике содержится по 16 заданий, а к каждому заданию на стимульных бланках будет дано пять вариантов ответа под индексами «а», «б», «в», «г», «д».

Рассмотрим, как заполнять бланки на примере методики № 1.

Инструкция к методике № 1 «Аналогии». Сущность задания состоит в установлении логических отношений или взаимосвязей между словами (понятиями) по заданному образцу.

Пример задания


Регистрационный бланк № 1

1. Летчик

Моряк




а

б

в

г

д

небо

а. шторм

1

+

б. парус

2

в. корабль

3

г. море

4

д. -

5

6

В левой части каждого задания одно под другим расположены два слова , которые находятся в определенной взаимосвязи, например, «летчик - небо». Это задающая аналогия, в которой подразумевается , что деятельность летчика связана с небом.

Справа в каждом задании также подчеркнуто слово, а под ним находятся четыре варианта ответа. Вам , которое находилось бы по отношению к подчеркнутому в такой же логической зависимости, как и левая пара слов. Так, в приведенном примере, как «летчик» относится к «небу», так «моряк» относится к «морю». Значит, верным ответом является вариант под индексом «г». В регистрационном листе соответственно номеру задания Вы поставите метку в графе под индексом «г». Если в приведенных вариантах нет верного ответа , необходимо поставить метку в графе под индексом «д». Будьте внимательны при выполнении задания. Далее по каждой методике вам будет дано отдельное объяснение.

На выполнение 1 задания отводится 3 минуты.

Стимульный бланк к методике № 1.

«АНАЛОГИИ»


1

6

11

ель

стол

бежать

кричать

фильм

опера

дуб

а. мебель

стоять

а. молчать

экран

а. театр

б. шкаф

б. шептать

б. артист

в. гарнитур

в. шуметь

в. пение

г. ваза

г. звать

г. сцена

д. -

д. -

д. -

2

7

12

глава

квартира

театр

библиотека

гора

дерево

роман

а. кухня

зритель

а. полки

пещера

а. корень

б. комната

б. книги

б. дупло

в. дверь

в. читатель

в. крона

г. дом

г. букинист

г. ствол

д. -

д. -

д. -

3

8

13

среда

воскресенье

пароход

поезд

число

слово

пятница

а. четверг

пристань

а. депо

цифры

а. фраза

б. суббота

б. вокзал

б. буквы

в. вторник

в. рельсы

в. читатель

г. понедельник

г. шпала

г. рассказ

д. -

д. -

д. -

4

9

14

шар

куб

нога

глаза

прохлада

голубой

круг

а. тело

костыль

а. зрение

мороз

а. вечер

б. фигура

б. очки

б. небо

в. конус

в. слезы

в. теплый

г. квадрат

г. веки

г. синий

д. -

д. -

д. -

5

10

15

коза

хлеб

музыка

пение

малина

физика

животное

а. обед

оркестр

а. хор

ягода

а. ученик

б. пища

б. солист

б. вакуум

в. батон

в. сцена

в. колба

г. тарелка

г. певец

г. закон

д. -

д. -

д. -

16

растение

утка

семя

а. мясо

б. перо

в. лететь

г. яйцо

д. -

Название теста . Тест эффективного интеллекта. Форма Б

Краткое название . ТЭИ-2009.Б

Предназначение .

Тест предназначен для диагностики уровня развития "эффективного интеллекта", то есть общей способности к решению практических интеллектуальных задач. Большинство распространенных тестов на интеллект имеют "склонность" диагностировать "академический интеллект", то есть общую познавательную способность. Тесты на академический интеллект полезны в практической психологии образования. При работе со взрослыми, работающими людьми чаще всего бывает нужным изучать именно уровень эффективного интеллекта: в практике профотбора, профподбора.

Тест эффективного интеллекта позволяет оценить один показатель, эффективный интеллект. Тест включает в себя две части, но эти части не являются субтестами в привычном понимании. Задания сгруппированы в "Часть А" и "Часть Б" исключительно для удобства восприятия испытуемого. В первой части содержатся задания с выбором ответа. Во второй части - задания с кратким ответом.

Всего в тесте 30 заданий 24 различных видов. Именно разнообразие заданий и обеспечивает надлежащее качество диагностики эффективного интеллекта. Имеются как традиционные для тестов на IQ задания (например "аналогии" или "геометрическое сложение", так и довольно сложные логические задачи ("быки-коровы").

Тест предназначен для профессионального использования. Основное предназначение: профотбор и профподбор. Методика содержит таблицу перевода сырых баллов в стандартную IQ-шкалу, однако следует избегать "прямого" его использования, когда ставятся диагнозы "уровень IQ средний" или "уровень IQ выше среднего" и т.д. в силу абсолютной условности этих градаций в случае диагностики эффективного интеллекта. Для различных возрастов, социальных слоёв населения, профессий нормы должны были бы быть совершенно различными. Поэтому наибольшую пользу можно извлечь из методики только в тех случаях, когда испытуемые сравниваются между собой: например в случае группового тестирования или же в случае, когда психолог постепенно накапливает свой массив данных результатов тестирования, вырабатывает собственную нормативную шкалу.

Испытуемых, у которых был выявлен высокий уровень развития эффективного интеллекта, отличает: гибкость и беглость мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического), высокий уровень развития произвольного внимания, большой объём оперативной памяти, хорошо организованное восприятие, высокая общая осведомленность, развитые аналитико-комбинаторные способности.

Стимульный материал содержит как текстовые, так и графические данные. Поэтому при распечатке следует убедиться в надлежащем качестве стимульного материала. Особое внимание следует уделить заданию, в котором требуется оценить количество точек на картинке.

Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. На руки испытуемый получает тестовую тетрадь и бланк ответов. Испытание проводится на время (40 минут на весь тест), поэтому следует обратить внимание на то, чтобы испытуемые не начали отвечать раньше времени.

Требования к проведению: спокойная обстановка, отсутствие возможности списывать, отсутствие возможности пользоваться черновиками и калькулятором. Вообще все промежуточные действия испытуемый должен совершать в уме.

Тест можно проводить не только в исследовательских целях. Его можно использовать в тренинговой работе как средство развитие интеллектуального потенциала. Можно использовать соревновательный интерес участников. Можно использовать через определённое количество времени две формы теста для диагностики прогресса интеллектуального развития.

Оцениваемые качества . Интеллект. Эффективный интеллект

Порядок проведения

Для проведения обследования необходимо: тестовая тетрадь каждому испытуемому, бланк ответов, ключ и таблица переведения сырых показателей в стандартные баллы IQ.

Время проведения: 40 минут.

Желательно проводить обследование в спокойной, достаточно комфортной обстановке.

Инструкция

Испытуемым даётся инструкция в письменном виде (первая страница тестовой тетради). Необходимо дать несколько минут на ознакомление с инструкцией и на то, чтобы подготовить ручку, убрать со стола лишнее. Если появятся вопросы, то дать ответы на них.

Задания

Обработка результатов

Ответы проверяются в соответствии с ключом. Обратите внимание, что за некоторые задания даётся 2 и даже 3 балла. Максимально возможное количество сырых баллов: 45.

Таблица перевода сырых баллов в стандартную шкалу IQ:

Сырые 0-4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
IQ 70 75 79 83 86 88 90 91 92 93 94 95 96 97
Сырые 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
IQ 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 110 112 115
Сырые 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
IQ 118 121 124 128 132 138 144 151 159 165 175 186 198 212

Напомним, что шкала IQ построена так, что большинство результатов ложится в диапазон 85-115 баллов. Однако понятие "норма" может сильно варьироваться для разных социальных групп испытуемых.

Год разработки теста . 2009

Номер версии . 1.0

1. Тест эффективного интеллекта. Форма Б [Электронный ресурс] // А. Я.. 14.05.2009..html (14.05.2009).

Ф.И.О. испытуемого Светлова Анна Григорьевна

Надежность = Эффективность / Продуктивность = 0,78

Эффективность – 5 ст. Продуктивность – 5 ст. Надежность – 5 ст.

Стиль интеллектуальной деятельности - оптимальный

Заключение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Домашнее задание 2: по результатам тестирования одного из однокурсников составьте текст беседы с ним об особенностях развития его интеллектуальных способностей и индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Проведите беседу.

Бланк фиксации результатов по методике КР-3-85

Возраст ____________ Дата обследования _________________________

Надежность = Эффективность / Продуктивность = ____________________

Эффективность – ______ Продуктивность – ______ Надежность – _______

Стиль интеллектуальной деятельности - _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отзыв испытуемого о проведенной беседе

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя: ___________________________________________


Занятие VII. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (2 ч.)

Цель занятия: формирование навыковпроведения тестирования,обработки и интерпретации результатов обследования с помощьюкультурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

Задачи занятия: 1.Закрепить знание содержания заданий методики и требований к ее проведению.

2. Формировать навык проведения тестирования с помощью культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

3. Освоить алгоритм обработки результатов обследования с помощью культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

4. Формировать навык написания психологического заключения по результатам обследования с помощью культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

Задание на самостоятельную подготовку к занятию: изучите рекомендуемую литературу, проверьте качество подготовки к занятию с помощью контрольных вопросов.

Контрольные вопросы

1. Для изучения интеллектуальных способностей лиц какого возраста предназначен культурно-свободный тест Р. Кеттелла?

2. Дайте определение понятий свободный и связанный интеллект.

3. Расскажите о специфике заданий, использованных в данном интеллектуальном тесте.

4. Расскажите о требованиях к проведению методики и алгоритме обработки результатов тестирования с помощью теста Р. Кеттелла.

5. Каковы особенности составления психологического заключения по результатам тестирования с помощью теста Р. Кеттелла?

Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006. – С. 154 - 155.

2. Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла. - СПб.: ИМАТОН, 1994. – 14 с.

3. Новые тесты IQ. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 84 – 137.

4. Собчик Л.Н. Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттеллу. - СПб.: Речь, 2002. – 24 с.


Задание для работы на практическом занятии: выполните тест Р. Кеттелла, обработайте результаты тестирования и напишите психологическое заключение.

Ф.И.О. испытуемого ____________________________________________

Возраст ___________ Дата обследования ____________________

Задание Часть 1 Часть 2
1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест

Заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя: ___________________________________________


Домашнее задание 1: проведите тестирование одного испытуемого с помощью культурно-свободного теста Р. Кеттела, обработайте результаты и напишите психологическое заключение.

Бланк фиксации результатов по тесту Р. Кеттелла

Ф.И.О. испытуемого _____________________________________________

Возраст __________ Дата обследования ___________________

Задание Часть 1 Часть 2
1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест

Сумма баллов = ______ IQ = ______

Заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя: ___________________________________________


Домашнее задание 2: обработайте результаты тестирования с помощью культурно-свободного теста Р. Кеттела и напишите психологическое заключение.

Бланк фиксации результатов по тесту Р. Кеттелла

Ф.И.О. испытуемого Кондратьева Наталья Викторовна

Задание Часть 1 Часть 2
1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест
c b c c c b c c
d c b d e c b d
a d a b a d a b
c c b c c c e c
b c d e b c d a
c a a b d a a a
c c c c c d c d
e c b c d c b d
b d e b e e
a e d a b a
d c b a d b
c a e e d b
b
e

Сумма баллов = ______ IQ = ______

Заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя: ___________________________________________