Инструменты поиска информации в интернет презентация. Презентация на тему "Поиск информации в сети интернет

Поиск

информации в сети

Интернет


Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы - информационно-поисковых систем (ИПС).

Информационно-поисковая система – это прикладная компьютерная среда для обработки, хранения, сортировки, фильтрации и поиска больших массивов структурированной информации.


ИПС бывают двух типов:

1. Документографические . В документографических ИПС все хранимые документы индексируются специальным образом, т. е. каждому документу присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ. Поиск идет не по самим документам, а по их поисковым образам. Именно так ищут книги в больших библиотеках. Сначала отыскивают карточку в каталоге, а затем по номеру, указанному на ней, отыскивается и сама книга.

2. Фактографические . В фактографичеких ИПС хранятся не документы, а факты, относящиеся к какой-либо предметной области. Поиск осуществляется по образцу факта.


В России наиболее крупными и популярными поисковыми системами являются:

  • «Яndex» (www.yandex.ru )
  • «Pамблер» (www.rambler.ru )
  • «Google» (www.google.ru )
  • «Mail» (www . mail . ru )

Веб – сервер - это компьютер, на котором установлено

специальное программное обеспечение.

Веб – сайт - это место на веб - сервере.

В сети Интернет принята числовая система адресации.

Компьютеры предпочитают числа (213.180.204.11 ), а люди – имена (yandex.ru ), так как имена легче запомнить.

Поэтому в Интернете была введена система доменных имен .

educom.spb.ru

Домен третьего уровня,

сообщает название

организации, на

которую зарегистрирован

данный доменный

Домен высшего уровня:

означает, что сайт

Зарегистрирован в РФ

Вся последовательность символов,

используемых в адресе, называется URL

Домен второго уровня,

означает, что сайт

зарегистрирован в

Санкт - Петербурге


Единый указатель ресурсов (URL - Uniform Resource

Locator ) - единообразный локатор (определитель

местонахождения) ресурса.

Ранее назывался Universal Resource Locator -

универсальный локатор ресурса.

URL - это стандартизированный способ записи адреса ресурса

в сети Интернет.


URL был изобретён Тимом Бернерсом-Ли

в 1990 году в стенах Европейского

совета по ядерным исследованиям

в Женеве, Швейцария.

URL стал фундаментальной инновацией

в Интернете.

Изначально URL предназначался для

обозначения мест расположения

ресурсов (чаще всего файлов) во

Всемирной паутине.

Сейчас URL применяется для обозначения адресов почти всех

ресурсов Интернета.


Типы поиска:

  • Поиск по адресам URL
  • Поисковые системы

Поисковые системы

Поисковые машины - это автоматические системы, опрашивающие серверы, подключенные к глобальной сети, и сохраняющие в своей базе информацию об

имеющихся на серверах данных.

РОБОТ

ИНДЕКС

ПРОГРАММА

ОБРАБОТКИ

ЗАПРОСОВ


Российские поисковые серверы:

  • «Яндекс» - www.yandex.ru;
  • «Рамблер» - www.rambler.ru;
  • «Mail» - www . mail . ru ;
  • «Gogo» - www.gogo.ru.

Зарубежные поисковые серверы:

  • Alta Vista - www.altavista.com
  • Fast Search - www.alltheweb.com
  • Northern Light - www.northernlight.com

Технология поиска в

поисковых системах

2. Поиск по ключевым словам



Поиск по ключевым словам

Наиболее простым и результативным поиском является поиск по ключевым словам.

Основной алгоритм поиска следующий:

введите ключевые слова в поле запроса (например, расписание поездов ), нажмите кнопку Найти .


Синтаксис языка запросов

В системе Яндекс существует специальный язык запросов , использовать который более сложно, чем форму расширенного поиска но при его использовании можно получить наилучший результат.

Поисковый запрос вводится в поисковое поле, он может содержать ключевые слова и специальные символы , позволяющие установить взаимосвязи между этими словами и ввести дополнительные параметры. Большинство этих символов представлено в таблице ниже.


Синтаксис языка запросов системы Яндекс

Синтаксис

Что означает оператор

оператора

пробел или &

Логическое И (в пределах предложения)

Пример запроса

лечебная физкультура

Логическое И (в пределах документа)

Логическое ИЛИ

рецепты && (плавленый сыр)

фото | фотография | снимок | фотоизображение

Обязательное наличие слова в найденном документе

Группирование слов

Быть или +не быть

Бинарный оператор И НЕ (в пределах предложения)

~~или_

(технология | изготовление) (сыра | творога)

банки ~ закон

Бинарный оператор И НЕ (в пределах документа)

путеводитель по Парижу ~~ (агентство | тур)

Расстояние в словах (минус (-) - назад, плюс (+) - вперед)

поставщики /2 кофе музыкальное /(-2 4) образование вакансии ~ /+1 студентов

Поиск фразы

&&/(n m)

"красная шапочка" Эквивалентно: красная /+1 шапочка

Расстояние в предложениях (минус (-) - назад, плюс (+) - вперед)

банк && /1 налоги


Специализированные системы поиска информации

В сети Интернет существуют системы поиска по определённым областям это:

Ktotam.ru – поиск сведений о людях

tagoo.ru – поиск музыки

kinopoisk.ru – поиск кинофильмов

ebdb.ru –нахождение книг из электронных библиотек

ulov-umov.ru – поиск работы


Целесообразное использование поисковых систем

  • На сегодняшний день молодёжь рассматривает Интернет и компьютеры как средство развлечения.
  • Ресурсы Интернета разнообразны. В них есть как полезная информация, так и вредная.
  • Информационно-поисковые системы сети Интернет из ресурсов Интернета Имеют возможность найти любую запрашиваемую информацию. Так как поисковые системы осуществляют поиск по ключевым словам.
  • Какой запрос задаст пользователь такую информацию он получит.
  • Необходимо помнить полученная информация не всегда правдива, полезна и верна.
  • Информационно-поисковыми системами необходимо пользоваться только целесообразно.
  • Нельзя распространять и пользоваться ложной, безнравственной и компрометирующей информацией

Cлайд 1

Поиск информации в Интернет Проскурякова Ксения Леонидовна, учитель информатики и ИКТ МОУ «Сланцевская СОШ №3»

Cлайд 2

Интернет - это общедоступная глобальная компьютерная сеть, которая делится на множество подсетей связывающих между собой компьютеры, и, имеющая набор стандартных правил - протоколы, с помощью которых пользователь может передавать и получать различную информацию. Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета.

Cлайд 3

Cлайд 4

1) Указание адреса страницы. Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа.

Cлайд 5

2) Передвижение по гиперссылкам. Гиперссылка – это текстовый или графический условный элемент (код) гипертекстового документа, который связан, с целью перехода по нему, с другим отдельным элементом этого документа или любым другим файлом, находящимся как на этом же ресурсе, так и на любом другом постороннем ресурсе (компьютере, сервере). Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Cлайд 6

3) Обращение к поисковому серверу. Наиболее удобный способ поиска информации. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яndex; Rambler; Google.

Cлайд 7

Поисковые серверы Поисковый сервер содержит большое количество ссылок на самые различные документы, и все эти ссылки систематизированы в тематические каталоги. По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги; поисковые индексы.

Cлайд 8

Поисковые каталоги служат для тематического поиска. Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных. Катало г ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог - структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.

Cлайд 9

Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, - и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины. Поисковые индексы

Cлайд 10

Язык запросов поисковой системы Группа ключевых слов, сформированная по определенным правилам – с помощью языка запросов, называется запросом к поисковому серверу. Языки запросов к разным поисковым системам очень похожи. Рассмотрим правила формирования запросов на примере поисковой системе Яndex.

Cлайд 11

Синтаксис оператора Что означает оператор Пример запроса Пробел или & Логическое И (в пределах предложения) лечебнаяфизкультура && Логическое И (в пределах документа) рецепты && (плавленыйсыр) | Логическое ИЛИ фото|фотография|снимок|фотоизображение + Обязательное наличие слова в документе +бытьили+небыть () Группирование слов (техгология|изготовление)(сыра|творога)

Cлайд 12

Синтаксис оператора Что означает оператор Пример запроса ~ Бинарный оператор И НЕ (в пределах предложения) банки~ закон ~~ Или - Бинарный оператор И НЕ (в пределах документа) путеводитель по Парижу ~~(агенство|тур) /(nm) Расстояние в словах (минус (-) –назад, плюс (+) – вперед) поставщики/2 кофе музыкальное/(-2 4) образование ‘‘ ’’ Поиск фразы ‘‘Краснаяшапочка’’ Эквивалентно: красная/+1 шапочка &&/(nm) Расстояние в пределах предложения (минус (-) –назад, плюс (+) – вперед) банк &&/1 налоги

Cлайд 13

Чтобы получить лучшие результаты поиска, необходимо запомнить несколько простых правил: Искать информацию не по одному ключевому слову. Лучше не вводить ключевые слова с прописной буквы, т.к. это может привести к тому, что не будут найдены те же слова, написанные со строчной буквы. Если в итоге поиска вы не получили никаких результатов, проверьте, нет ли в ключевых словах орфографических ошибок.

Cлайд 14

Задание 1 В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код - соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» - «&»: Код Запрос А Лебедь| Рак | Щука Б Лебедь& Рак В Лебедь& Рак & Щука Г Лебедь| Рак

Cлайд 15

Задание 2 В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код - соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» - «&»: Код Запрос А Рыжий |Честный| Влюблённый Б (Рыжий &Честный)|Влюблённый В Рыжий &Честный Г Рыжий &Честный& Влюблённый

Cлайд 16


http://ulkul.ru/upload/iblock/8d0/8d06df717408bb46db21ea03d6c82d2c.jpg http://www.ebpl.org/userfiles/image/plugged_into_web_pc_800_clr.png http://static3.depositphotos.com/1000519/118/v/110/depositphotos_1185365-Magnifying-glass.jpg https://www.resourceson-demand.com/wp-content/uploads/2014/05/Best-restoration-Services.jpg http://www.hjsessentia.co.uk/wp-content/uploads/2013/06/Fotolia_49311384_M.jpg Источники изображений

Cлайд 17

http://bersdeges.pp.ua/awaausx/lyubovnoe_fentezi_knigi_skachat_besplatno_2675_0.jpg http://www.netprofitexplosion.com/wp-content/uploads/3.-Review-with-Current.jpg http://www.chaval.es/chavales/sites/default/files/http.jpg http://www.dailyfreepsd.com/wp-content/uploads/2013/06/Globe-internet-symbol-vector.jpg http://sr.photos3.fotosearch.com/bthumb/CSP/CSP942/k9428201.jpg Источники изображений

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ

  • Как устроена компьютерная сеть?
  • Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей.
  • Аппаратное и программное обеспечение сети.
  • Интернет и Всемирная паутина.


Цель урока: познакомить учащихся с различными поисковыми ресурсами сети Интернет, методами поиска информации, сформировать навыки у учащихся по использованию поисковых служб для поиска информации во Всемирной сети .

Научить применять знания и умения, полученные на уроках информатики, по организации поиска конкретной информации в Интернет.



Для организации удобного поиска веб-страниц с нужными данными можно указать в браузере адрес страницы или обратиться к поисковым службам .


По принципу действия различают несколько видов поисковых служб .

Наиболее распространёнными являются:

веб-каталоги

поисковые системы .


Веб-каталоги

(другое название тематические каталоги ) содержат базу данных ссылок на веб-сайты, распределённых по отдельным тематическим рубрикам.

Реестр сайта



Веб-каталоги бывают:

универсальными , содержащими ссылки на веб-сайты из разных частей света с разнообразной тематикой;

территориальными , охватывающими веб-ресурсы страны, области или города;

специализированными , содержащими ссылки на веб-сайты определённой направленности – литературные, научно-технические, коммерческие, образовательные и т.п.


Для выполнения поиска выбирают последовательно названия рубрик, суживая область поиска.

Искусственный интеллект


Несколько лет назад регистрация в веб-каталогах была самым эффективным методом для раскрутки веб-сайтов , но постепенно поисковые системы стали более умными и каталоги уступили по многим позициям.

Но и на данный момент многие пользуются этим способом для раскрутки, потому что поисковые машины быстро индексируют каталоги и дают небольшой трафик.



П оисковые системы

Другой вид поисковых служб - п оисковые системы, которые также называют индексными базами данных , или поисковыми указателями .

Поисковая система – это веб-сайт, который дает возможность поиска необходимой информации в Интернете.


Базы данных поисковых систем содержат гораздо больше ссылок на веб-страницы, чем базы данных тематических каталогов .

Это достигается благодаря тому, что обработку веб-страниц выполняют не люди, а специальные программы, которые называют поисковыми роботами .


Эти программы просматривают содержимое веб-страниц, определяют слова, которые чаще всего встречаются в тексте, и сохраняют результаты обработки содержимого страниц в базе данных поисковой системы .


Поисковые системы можно сравнить со справочной службой, агенты которой обходят предприятия, собирая информацию в базу данных


Роботы-пауки просматривают информационное наполнение

Web-страниц и создают базу, на основе которой производится поиск.

РЕЛЕВАНТНОСТЬ - степень соответствия запроса и найденного.


Для поиска информации по ключевым словам необходимо ввести ключевое слово или комбинации из нескольких слов в специальной строке ввода запроса поисковой системы

Ознакомьтесь с некоторыми поисковыми системами.








НЕКОТОРЫЕ ОПЕРАТОРЫ ПОИСКА В GOOGLE

1.ОПЕРАТОР « + »

Бывают ситуации, когда надо принудительно включить в текст какое-либо слово, которое может иметь варианты написания. Для этого используется оператор "+" перед обязательным словом . Предположим, если у нас запрос Один дома I , в результате запроса у нас появится ненужная информация об " Один дома II ", " Один дома III " и совсем немного про " Один дома I ". Если же у нас запрос вида Один дома +I , в результате будет информация только о фильме " Один дома I ".


2. ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ ИЗ ЗАПРОСА " - ":

Как известно, информационный мусор часто встречается при составлении запроса. Чтобы его удалить, стандартно используются операторы исключения – логическое «НЕ» . В Google такой оператор представлен знаком « минус ». Используя этот оператор, можно исключать из результатов поиска те страницы, которые содержат в тексте определенные слова.

Пример, ЧЕРНЫЙ ЧАЙ - ЗЕЛЕНЫЙ

ЗЕЛЕНЫЙ


3. ПОИСК ТОЧНОЙ ФРАЗЫ (""):

Искать точную фразу на практике требуется либо для поиска текста определенного произведения, либо для поиска определенных продуктов или компаний, в которых название или часть описания представляет собой стабильно повторяющееся словосочетание.

Google позволяет вводить в строку запроса не более 32 слов .


4. УСЕЧЕНИЕ СЛОВА " * "

Иногда требуется искать информацию о словосочетании слов, в котором неизвестно одно или несколько слов. Для этих целей вместо неизвестных слов используется оператор "*" .

Т.е. "*" - любое слово или группа слов.


5. ОПЕРАТОР CACHE

Поисковая машина хранит версию текста, которая проиндексирована поисковым «пауком», в специальном хранилище в формате, называемом кэшем . Кэшированную версию страницы можно извлечь, если оригинальная страница недоступна ( например, не работает сервер, на котором она хранится ).

Можно создать запрос, который сразу будет выдавать кэшированную версию страницы с определенным адресом: cache:адрес_страницы , где вместо "адрес страницы" - адрес сохраненной в кэше страницы.

Если требуется найти в кэшированной странице какую-либо информацию, надо после адреса страницы через пробел написать запрос этой информации.

Пример :

cache:http://www.livejournal.com/

пробела между ":" и адресом страницы быть не должно!


6. ОПЕРАТОР FILETYPE

Как известно, Google индексирует не только html страницы.

Если, к примеру, понадобилось найти какую-нибудь информацию в отличном от html типе файла, можно воспользоваться оператором filetype , который позволяет искать информацию в определенном типе файлов ( html, pdf, doc, rtf... ).

Вот пример поиска pdf: filetype:pdf


7. ОПЕРАТОР DEFINE

Этот оператор выполняет роль своего рода толкового словаря, позволяющего быстро получить определение того слова, которое введено после оператора.

Например : define:информатика


8. Строку поиска Google можно использовать в качестве калькулятора, введя в нее пример, который нужно посчитать: (7+3*5)/11=

9. Также эта поисковая система позволяет конвертировать единицы измерения величин из английской системы мер в метрическую и наоборот: 9,5 ярдов в сантиметрах .

10. Кроме конвертации единиц измерения, можно также конвертировать валюту разных стран , к примеру: 200 долларов США в рублях.


Умение правильно сформулировать запрос и знание некоторых тонкостей и хитростей избавят вас от утомительного хождения по ненужным и малоинформативным сайтам.

Поиск в сети Интернет может быть быстрым и эффективным - если вы знаете, как правильно искать !


Соблюдение некоторых определенных правил

при поиске информации в Интернете

Правильно сформулируйте поисковый запрос. Он не должен быть не слишком коротким, ни слишком длинным. Оптимальная длина поискового запроса - 2-3 слова.

Если результат вас не удовлетворил, попробуйте изменить запрос, переставив местами слова в запросе или используя синонимы.

Чтобы найти точную фразу или цитату, заключите поисковый запрос в кавычки.

Обычно введение уточненного запроса более эффективно, чем поиск по результатам.

Постарайтесь не формулировать поисковый запрос в виде вопроса поисковой системе.


Обращайте внимания на домены сайтов из поисковой выдачи, чтобы случайно не перейти по подозрительной ссылке.

Используйте не одну поисковую систему, а несколько. У разных поисковиков разный принцип ранжирования, поэтому то, что не нашлось в одном, может найтись в другом.

Используйте дополнительные поисковые технологии поисковых систем (поиск по картинкам, поиск по региону, поиск по блогам, расширенный поиск и т.п.).


Используйте поисковые возможности браузеров. Например, комбинация клавиш Ctrl+F включает поиск по странице.

Учтите, что результаты поисковой выдачи динамичны и через несколько дней или даже часов могут измениться. Поэтому найденную полезную ссылку стоит тут же добавить в закладки: в следующий раз результат поиска в сети Интернет может оказаться другим, и вы просто-напросто потеряете однажды найденный сайт.

Урок "Поиска информации в Интернете"
Цель:
Освоить основные методы поиска в сети; знать способы представления информации в Интернете.
уметь ориентироваться в логических уровнях организации информации
Задачи:
Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;
Развивающая – развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации.
Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета. Существуют три основных способа поиска информации в Интернет: Указание адреса страницы. Передвижение по гиперссылкам. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие.

Принцип работы поисковой системы. Удобство использования. Сложность языка запросов. Скорость работы.

Индексные поисковые системы, работая в автоматическом режиме обновления своей информации, просматривают в сети Интернет содержимое серверов, индексируют всю информацию, содержащуюся в них и вносят информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных. Каталоговые системы поиска содержат тематически структурированный каталог серверов и чаще всего пополняются вручную.

Информационная потребность – сведения и данные, необходимые пользователю в данный момент. Свойство релевантности – совокупность документов, которая соответствует запросу. Полнота поиска – отражает отношение релевантных откликов к количеству всех возможных документов, удовлетворяющих информационную потребность потребителя. Точность поиска – выражает отношение совокупности релевантных откликов, к количеству всех выданных документов.

Учитывать особенности естественного языка. Не допускать орфографических ошибок. Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов. Не писать большими буквами. Исключать из поиска не нужные слова.

Синтаксис языка Значение Пример! Запрет перебора всех словоформ! педагогическая система (из поиска будут исключены слова педагогические системы) + Обязательное присутствие слов в найденных документах Педсовет по+пятница (должны быть выбраны страницы, где встречаются слово не только педсовет) но обязательное условие наличие слова «пятница» & Обязательное вхождение слов в одно предложение Педагогическая & система «» Поиск устойчивых словосочетаний «педагогическая система» (учитывается строгая последовательность слов, слово «система педагогическая» будет исключеная)

– Назовите основные способы поиска информации? – Какие два вида поисковых машин вы знаете? – Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета. – Назовите правила поиска информации? - Для чего используются языки запросов?

Сколько стран и какие входят в Евросоюз? Сколько куполов на соборе Василия Блаженного на красной площади? В каком году изобрели компьютерную мышь? На каком этаже в Эрмитаже висит коллекция гобеленов? Сколько этажей в Главном здании Московского университета? Что означает термин «энтропия» с точки зрения теории информации? Какова максимальная глубина Черного моря?

Предварительный просмотр:

Урок "Поиска информации в Интернете"

Цель:

Освоить основные методы поиска в сети; знать способы представления информации в Интернете.

уметь ориентироваться в логических уровнях организации информации

Задачи:

Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

Развивающая – развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации.

Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике.

Тип урока:

изучение нового материала.

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование:

  1. Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер.
  2. Презентация к уроку

Краткий план урока:

  1. Организационный момент, ТБ – 5 мин.
  2. Технологии поиска информации в сети Интернете – 30 мин.
  3. Работа в группах по поиску информации в Интернет – 35 мин.
  4. Сообщения от учащихся результатов поиска – 10 мин.
  5. Подведение итогов урока – 10 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель : Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковиках, облегчающих поиск нужной информации. Но для успешного достижения нашей цели давайте ответим на несколько вопросов из изученных вами ранее тем и повторим правила ТБ при работе за компьютером:

  1. Какие виды компьютерных сетей вам известны?
  2. Что такое Интернет?
  3. Какие программы для выхода в Интернет вам известны? Какое общее название у этих программ?
  4. Почему Интернет так популярен в сегодняшнем мире?

Спасибо за ответы. Молодцы!

2. Изучение новой темы

Учитель : А сейчас мы поговорим о поиске информации в Интернете (Приложение 1, слайд1).

Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.

Для поиска в сети Интернет можно пользоваться специализированными сервизными службами, которые позволяют по ключевым словам найти тот или иной документ. Их называют поисковыми системами. Кроме поисковых систем, существую метапоисковые системы. Они не имеют свои поисковые машины, а пользуются возможностями других поисковых систем.

Поисковые системы представлены для пользователей в виде веб-страниц с удобной навигацией. Достаточно ввести адрес системы, и необходимая страница представлена вашим услугам. Другая возможность, встроенная в браузер, представлена на панели в виде кнопки «Поиск»

Скажите какие способы поиска информации вы знаете?

Существуют три способа поиска информации в Интернете (Приложение 1, слайд2 ):

  1. Указание адреса страницы.
  2. Передвижение по гиперссылкам.
  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Остановимся на каждом из них:

(Приложение 1, слайд3): Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

(Приложение 1, слайд4) : Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

(Приложение 1, слайд5): Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернета популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие.

(Приложение 1, слайд6): Что же такое – поисковая система?

Во всемирной паутине Интернет находится несколько тысяч поисковых систем. У каждой системы свои достоинства и недостатки. Критерием выбора поисковой системы могут служить такие характеристики, как:

  1. Принцип работы поисковой системы.
  2. Удобство использования.
  3. Сложность языка запросов.
  4. Скорость работы.

(Приложение 1, слайд7): Существуют 2 основных типа поисковых систем Интернет: индексные и классификационные (каталоговые).

Индексные поисковые системы, работая в автоматическом режиме обновления своей информации, просматривают в сети Интернет содержимое серверов, индексируют всю информацию, содержащуюся в них и вносят информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных.

Каталоговые системы поиска содержат тематически структурированный каталог серверов и чаще всего пополняются вручную.

(Приложение 1, слайд8): Основные понятия и характеристики результатов поиска.

Информационная потребность – сведения и данные, необходимые пользователю в данный момент.

Свойство релевантности – совокупность документов, которая соответствует запросу.

Полнота поиска – отражает отношение релевантных откликов к количеству всех возможных документов, удовлетворяющих информационную потребность потребителя.

Точность поиска – выражает отношение совокупности релевантных откликов, к количеству всех выданных документов.

(Приложение 1, слайд9): А теперь давайте попробуем вывести правила поиска информации в сети Интернет?

  1. Учитывать особенности естественного языка.
  2. Не допускать орфографических ошибок.
  3. Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.
  4. Не писать большими буквами.
  5. Исключать из поиска не нужные слова.

(Приложение 1, слайд10): Понятие языка запросов.

Синтаксис языка

Значение

Пример

Запрет перебора всех словоформ

Педагогическая система (из поиска будут исключены слова педагогические системы)

Обязательное присутствие слов в найденных документах

Педсовет по+пятница (должны быть выбраны страницы, где встречаются слово не только педсовет) но обязательное условие наличие слова «пятница»

Обязательное вхождение слов в одно предложение

Педагогическая & система

«»

Поиск устойчивых словосочетаний

«педагогическая система» (учитывается строгая последовательность слов, слово «система педагогическая» будет исключеная)

А теперь ответим на несколько вопросов (Приложение 1, слайд11):

– Назовите основные способы поиска информации?

– Какие два вида поисковых машин вы знаете?

– Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

– Назовите правила поиска информации?

Для чего используются языки запросов?

3. Практическая деятельность за ПК:

Учитель : А теперь рассаживаемся за компьютеры и выполним практическую работу. (Приложение 1, слайд12). Во время выполнения работы учитель контролирует процесс поиска, для того чтобы ученики не увлекались праздным чтением сайтов, так как им необходимо не только найти нужную информацию, но и сравнить поисковые системы; помогает исправить формулировку запроса, если ученик не нашел ни одного желаемого документа.

  1. Сколько стран и какие входят в Евросоюз?
  2. Сколько куполов на соборе Василия Блаженного на красной площади?
  3. В каком году изобрели компьютерную мышь?
  4. На каком этаже в Эрмитаже висит коллекция гобеленов?
  5. Сколько этажей в Главном здании Московского университета?
  6. Что означает термин «энтропия» с точки зрения теории информации?
  7. Какова максимальная глубина Черного моря?

После выполнения задания учащиеся сообщают результаты поиска информации.

В конце урока учитель подводит его итог, оценивает работу учащихся.

Учитель : Урок окончен. Спасибо за урок!