Что такое debug exe утилита. Работа с командной строкой Windows, Программа Debug и её использование

Запуск Debug.exe, программы для проверки и отладки исполнительных файлов MS-DOS. Выполненная без параметров команда debug запускает программу Debug.exe и выводит приглашение команды debug , представленное дефисом (-).


1)
Запустить Virtual PC 2007 с образом Windows XP. Перевести ОС в режим командной строки.

Пуск -> Выполнить -> Вводим cmd и нажимаем Enter .


2)
Получить и зафиксировать справку по опциям команды debug

В консоли: ввестиdebug , затем (?).

Краткий список всех команд:

A (assemble) — Транслирование команд ассемблера в машинный код. Адрес по умолчанию — CS:0100h .

С (compare) — Сравнение содержимого двух областей памяти. По умолчанию используется DS . В команде указывается либо длина участков, либо диапазон адресов.

D (dump) — Вывод содержимого области памяти в шестнадцатеричном и ASCII-форматах. По умолчанию используется DS . Можно указывать длину или диапазон.

E (enter) — Ввод в память данные или инструкции машинного кода. По умолчанию используется DS .

F (fill) — Заполнение области памяти данными из списка. По умолчанию используется DS . Использовать можно как длину, так и диапазон.

G (go) — Выполнение отлаженной программы на машинном языке до указанной точки останова. По умолчанию используется DS . При этом следует убедиться, что IP содержит корректный адрес.

H (hexadecimal) — Вычисление суммы и разности двух шестнадцатеричных величин.

I (input) — Считывание и вывод одного байта из порта.

L (load) — Загрузка файла или данных из секторов диска в память. . По умолчанию — CS:100h . Файл можно указать с помощью команды N или аргумента при запуске debug.exe.

M (move) — Копирование содержимого ячеек памяти; по умолчанию используется DS

N (name) — Указание имени файла для команд L (LOAD) и W (WRITE) .

O (output) — Отсылка байта в порт вывода.

P (proceed) — Выполнение инструкций CALL, LOOP, INT (цикла, прерывания, процедур) или повторяемой строковой инструкции с префиксами REPnn , переходя к следующей инструкции.

Q (quit) — Завершение работы debug.exe . Без сохранения тестируемого файла.

R (register) — Вывод содержимого регистров и следующей инструкции.

S (search) — Поиск в памяти символов из списка. По умолчанию используется DS . Можно указывать как длину, так и диапазон.

T (trace) — Пошаговое выполнение программы. Как и в команде P , по умолчанию используется пара CS:IP . Но для выполнения прерываний лучше пользоваться командой P .

U (unassemble) — Дизассемблирование машинного кода. По умолчанию используется пара CS:IP .

W (write) — Запись файла из debug.exe на диск. Необходимо обязательно задать имя файла командой N , если он не был загружен.


3)
Получим и зафиксируем дампы характерных областей RAM и ROM

Наберем команду R .

Регистры CS , DS , ES , SS в этот момент инициализированы адресом 256-байтного префикса сегмента програмы , а рабочая области в памяти будет начинаться с адреса этого префикса + 100h .

Правила набора команд:

А) В debug.exe не различается регистр букв.

Б) Пробелы в командах используется только для разделения параметров.

В) Вводимые числа должны быть в шестнадцатеричной системе счисления, причем без завершающей буквы h .

Г) Сегмент и смещение записываются с использованием двоеточия, в формате сегмент:смещение .


4)
Просмотр области памяти.

Команда D , позволяет просматривать содержимое отдельных областей памяти.
Проверим размер доступной для работы памяти. Для этого введем: d 40:13 и Ввод.
Первые два байта, появившиеся в результате на экране, содержат размер памяти в килобайтах и в шестнадцатеричном представлении, причем байты располагаются в обратной последовательности. У Нас это: 8002 0280 640 (К)

  • Адрес первого слева показанного байта в формате сегмент:смещение .
  • Шестнадцатеричное представление параграфа (16 байт), начинающегося с указанного в начале строки байта.
  • Символы этого же параграфа в ASCII-формате.


4)
Проверка параллельных и последовательных портов.


Первые 16 байт области данных BIOS содержат адреса параллельных и последовательных портов. Первые выведенные восемь байтов указывают на адреса последовательных портов COM1-COM4. Следующие 8 байтов указывают на адреса параллельных портов LPT1-LPT4. Адрес порта 78 03 – записывается в обращенной форме.


5)
Проверка состояния регистра клавиатуры.


В области данных BIOS по адресу 417h находится первый байт, который хранит состояние регистра клавиатуры..


6)
Проверка даты производства BIOS.


Сведения об авторских правах на BIOS встроены в ROM BIOS по адресу FE00:0 . Строку с копирайтом можно легко найти в ASCII -последовательности, а серийный номер - в виде шестнадцатеричного числа. На экране видим семизначный номер компьютера и дата копирайт. Хотя, строка с указанием авторских прав может быть длинной и не умещаться в выведенную область памяти. В таком случае следует просто ввести еще раз D .

Дата также записана в ROM BIOS начиная с адреса FFFF:5 . После выполнения соответствующей команды в ASCII -последовательности будет находиться эта дата, записанная в формате мм/дд/гг .


7)
Пример машинных кодов.


Рассмотрим создание программы на машинном языке, ее представление в памяти и результаты выполнения. Команда отладчика A (Assemble) переводит DEBUG в режим приема команд ассемблера и перевода их в машинные коды.

Теперь, когда программа введена в память, попробуем управлять ее выполнением. Для начала проверим текущее состояние регистров и флагов, для этого вводим команду R .


IP — регистр, содержащий адрес-смещение следующей команды, подлежащей исполнению, относительно кодового сегмента CS в процессорах семейства x86.

Регистр IP связан с CS в виде CS:IP , где CS является текущим кодовым сегментом, а IP — текущим смещением относительно этого сегмента.

Регистр IP является 16-разрядным регистром-указателем. Кроме него, в состав регистров этого типа входят SP (Stack Pointer — указатель стека) и BP (Base Pointer — базовый указатель).

Запись CX прошла успешно и равна 8-и. Произошла инициализация сегментов DS , ES , SS , CS одним и тем же адресом. Регистр IP содержит 0100 , указывая на то, что инструкции выполняются со смещения 100h относительно CS (с него и начинали).

Значение

Описание

Отсутствие переполнения

Направление вверх или вправо

Разрешение прерываний

Положительный знак

Ненулевое значение

Отсутствие дополнительного переноса

Нечетное слово

0 B 16 - адрес сегмента кода.
  • Машинный код, соответствующей этой инструкции (B025 ).
  • Собственно инструкция, записанная на ассемблере (MOV A L ,25 ).

  • 8)
    Команда отладчика U (Unassemble) показывает машинные коды для команд ассемблера.


    Выполним её. Необходимо сообщить отладчику адреса первой и последней команды, которые необходимо просмотреть (у Нас 100 и 107). Появятся инструкции, находящиеся в указанном диапазоне, на ассемблере, в машинных кодах, а также адрес каждой инструкции. Выполним программу пошагово, используя команду T .

    Использовав во второй раз команду T , мы выполнили инструкцию MOV . Машинный код операнда инструкции – 00D8 . Операция прибавляет AL к BL . Для выхода введем Q . И вновь дизассемблируем созданный testpi.com .


    9)
    Скопировать BIOS (С000:0 ... FFFF:F) в файл и сохранить файл для последующего анализа.


    Изменение или копирование кода BIOS может нарушить авторское право производителя BIOS . BIOS можно копировать или модифицировать только для целей индивидуального пользования, но не для распространения. Типичная процедура копирования BIOS с помощью программы DEBUG приведем ниже. Эта процедура сохранит в файле весь сегмент в 64 Кбайт с адреса F000:0000h по F0000:FFFFh .


    Выводы:

    • debug.exe можно применять для наблюдений и отладки программ на ассемблере и машинных кодах.
    • debug.exe позволяет трассировать программу, устанавливать точки останова, просматривать области памяти, вводить программы непосредственно в память компьютера.
    • debug.exe представляет загружаемые программы как программы .COM .
    • debug.exe воспринимает только числа в шестнадцатеричной системе.
    • debug.exe не различает регистр букв.

    OllyDbg 2.0 - это отладчик уровня User Space, который приобрел большую популярность среди пользователей всего мира. Сейчас для OllyDbg написано множество плагинов, так что работать с ним одно удовольствие. OllyDbg обладает хорошей функциональностью, что делает его пригодным для решения различных задач и исследования кода любой сложности. Интерфейс отладчика полностью настраиваемый: фон рабочих окон, цвет и размер шрифта, подсветка определенных ассемблерных инструкций и многое другое.

    Ключевые особенности и функции

    Интерфейс:

    • интерфейс состоит из окон кода программы, регистров, стека, и дампа памяти. Цвет фона и шрифта можно установить по вашему вкусу. В самом верху кнопки быстрого доступа к основным функциям, и наиболее частым операциям.

    Функции:

    • список используемых функций в отлаживаемой программе;
    • список строковых переменных найденных в программе;
    • список хендлов элементов управления отлаживаемой программы, таких как: окно, кнопки, галочки (CheckBox), панели инструментов и другое;

    Точки останова (BreakPoints) . Есть возможность поставить несколько точек останова (в том числе и одновременно):

    • на конкретную функцию;
    • на определенный адрес;
    • на сообщение Windows;
    • на чтение из памяти;
    • на запись в память;
    • на обращение к памяти (чтение и запись);
    • на определенную последовательность инструкций кода;

    Можно указать отдельные специфичные условия для точек останова, например, определенное значение указанного регистра и многое другое. Поддерживается функция записи в лог-файл.

    Стек:

    • значения в стеке сопровождаются комментариями, что помогает легче разобраться с аргументами функций.

    Трассировка:

    • при пошаговом выполнении кода, перед каждой инструкцией отладчик подсказывает текущее значение адресов памяти, над которыми выполняются операции.

    Поиск значений в памяти:

    • поддерживается поиск ASCII и Unicode строк, а также hex-значений.

    Окно кода:

    • код программы сопровождается комментариями, такими как, имена функций, их аргументы, значения переменных и другое.

    Debugging Tools for Windows - Инструменты отладки кода операционных систем Windows. Представляют собой набор свободно распространяемых программ от Microsoft, предназначенных для отладки кода пользовательского режима и режима ядра: приложений, драйверов, служб, модулей ядра. В состав инструментария входят отладчики консольного и GUI- режимов, утилиты для работы с символами, файлами, процессами, утилиты для обеспечения удаленной отладки. Инструментарий содержит в себе утилиты, с помощью которых можно находить причины сбоев в различных компонентах системы. Debugging Tools for Windows с определенного момента недоступны для скачивания в форме автономного дистрибутива и входят в состав Windows SDK (Windows Software Development Kit). Набор инструментальных средств Windows SDK, в свою очередь, доступен в виде части программы подписки MSDN или же может быть свободно загружен в качестве отдельного дистрибутива с сайта msdn.microsoft.com. По заявлению разработчиков, последняя и самая актуальная версия Debugging Tools for Windows содержится именно в Windows SDK.

    Debugging Tools for Windows обновляются и выкладываются в публичный доступ достаточно часто и процесс этот никак не зависит от выпуска операционных систем. Поэтому, периодически проверяйте наличие новых версий.

    Давайте теперь посмотрим, что же, в частности, позволяют нам средства Debugging Tools for Microsoft Windows:

    • Отлаживать локальные приложения, службы (сервисы), драйвера и ядро;
    • Отлаживать по сети удаленные приложения, службы (сервисы), драйвера и ядро;
    • Отлаживать работающие приложения в режиме реального времени;
    • Анализировать файлы дампов памяти приложений, ядра и системы в целом;
    • Работать с системами на базе архитектур x86/x64/Itanium;
    • Отлаживать программы пользовательского режима и режима ядра;

    Доступны следующие версии Debugging Tools for Windows: 32-bit x86, Intel Itanium, 64-bit x64. Нам потребуются две из них: x86 либо x64.

    Доступны несколько способов установки Debugging Tools for Windows, в данной же статье мы будем рассматривать лишь основные из них:

    • Установка посредством web-инсталлятора.
    • Установка Debugging Tools for Windows с ISO-образа Windows SDK.
    • Установка Debugging Tools for Windows непосредственно из пакетов dbg_amd64.msi /dbg_x86.msi .

    Остается неясен еще во какой момент, зачем мне инсталлировать отладочный инструментарий на компьютер? Зачастую ведь сталкиваешься с ситуацией, когда вмешательство в рабочую среду крайне нежелательно! И уж тем более что инсталляция нового продукта, то есть внесение изменений в реестр/файлы системы, может быть совершенно недопустима. Примерами могут служить критически-важные сервера. Почему бы разработчикам не продумать вариант с портабельными (portable) версиями приложений, не требующих установки?
    От версии к версии процесс установки пакета Debugging Tools for Windows претерпевает некоторые изменения. Давайте теперь перейдем непосредственно к процессу установки и рассмотрим способы, которыми можно установить инструментарий.

    Установка Debugging Tools for Windows при помощи web-инсталлятора

    Переходим на страницу Архив Windows SDK и находим раздел под названием Windows 10 и ниже пункт "Windows 10 SDK (10586) и эмулятор устройства с Windows 10 Mobile (Майкрософт) (версия 10586.11)".

    Щелкаем по пункту УСТАНОВИТЬ ПАКЕТ SDK . После щелчка скачиваем и запускаем файл sdksetup.exe , который и инициирует процесс онлайн-установки Windows SDK. На начальном этапе инсталятор проверит наличие в системе установленного пакета.NET Framework последней версии (в данный момент это 4.5). Если пакет отсутствует, что будет предложена установка и по окончании выполнена перезагрузка станции. Сразу после перезагрузки, на этапе авторизации пользователя, стартует процесс инсталляции уже непосредственно Windows SDK.

    Зачастую, при выборе всех без исключения компонентов пакета, в процессе установки могут возникнуть ошибки. В этом случае рекомендуется устанавливать компоненты выборочно, минимально необходимый набор.

    После завершения инсталляции Debugging Tools for Windows расположение файлов отладки при данном методе инсталляции у нас будет следующим:

    • 64-битные версии: C:\Program Files (x86)\Windows Kits\x.x\Debuggers\x64
    • 32-битные версии: C:\Program Files (x86)\Windows Kits\x.x\Debuggers\x86

    * где x.x - определенная версия комплекта разработки;
    Заметили, что версии 8 и выше, пути инсталляции заметно отличаются от классических для всех предыдущих версий средств отладки?

    Огромным плюсом данного способа установки Debigging Tools for Windows является установка версий отладочных средств сразу всех архитектур.

    Установка Debugging Tools for Windows с ISO-образа Windows SDK

    Данный метод подразумевает установку Debugging Tools for Windows с использованием полного инсталляционного образа Windows SDK (Software Developers Kit). До определенного времени, скачать образ ISO для соответствующей системы можно было на странице Архив Windows SDK . Однако, в данный момент, получить ISO-образ SDK можно через запуск web-инсталлятора sdksetup.exe , и выбора пункта Download the Windows Software Development Kit в стартовом окне инсталлятора:

    Как было выяснено, предыдущий метод установки при помощи веб-инсталлятора достаточно капризен и зачастую завершается ошибкой. На чистых системах устанавливается без проблем, однако на достаточно уже нагруженных возникают многочисленные проблемы. Если у Вас именно такой случай, то воспользуйтесь данным методом.

    Соответственно, на странице необходимо подобрать требуемый дистрибутив, для меня (да и думаю для многих) в данный момент это "Пакет Windows SDK для Windows 7 и.NET Framework 4" и чуть ниже нажать на ссылку "Получить ISO-образ DVD-диска".

    При работе с сайтом msdn.microsoft.com советую воспользоваться браузером Internet Explorer, поскольку были замечены случаи неработоспособности конкурирующих продуктов!

    Соответственно, необходимо выбрать исключительно по необходимости. Обычно разрядность Debugging Tools for Windows совпадает с разрядностью системы. У меня исследуемые системы, в основном, 64-битные, поэтому я в большинстве случаев скачиваю образ для 64-битной системы GRMSDKX_EN_DVD.iso .
    Затем, после скачивания образа, нам необходимо с имеющимся ISO-образом как-то работать. Традиционным способом является, конечно же, запись компакт-диска, но ведь это достаточно долгий и иногда затратный метод. Предлагаю воспользоваться бесплатными утилитами по созданию в системе виртуальных дисковых устройств. Лично я для этой цели предпочитаю пользоваться программой DEAMON Tools Lite . У кого-то могут быть и другие предпочтения, более прямые или легковесные утилиты, на вкус и цвет, как говорится.. После инсталляции DAEMON Tools Lite, я просто щелкаю два раза на файл образа GRMSDKX_EN_DVD.iso и в системе у меня появляется новый виртуальный компакт диск:

    Уже затем двойным щелчком активирую автозагрузку и запускаю инсталляцию Windows SDK:

    Когда подходит очередь выбирать устанавливаемые компоненты из списка, то отключаем абсолютно все опции кроме помеченных на скриншоте. Это поможет избежать ненужных нам сейчас ошибок.


    Все именно так, на скриншоте отмечено две опции: "Windows Performance Toolkit" и "Debugging Tools for Windows". Выбирайте обе, потому как Windows Performance Toolkit Вам непременно пригодится в работе! Далее, после нажатия кнопки "Next" инсталляция продолжается в обычном режиме. И в конце вы увидите надпись "Installation Complete".
    По окончании инсталляции рабочие директории комплекта Debugging Tools for Windows будут следующими:

    • Для версии x86:
    • Для версии x64:

    На этом установку Debugging Tools for Windows можно считать оконченной.

    Установка Debugging Tools for Windows через.msi файл

    В случае возникновения проблем при инсталляции Debugging Tools for Windows двумя предыдущими способами, у нас в запасе остается еще один, самый надежный и проверенный временем, выручавший, так сказать, не раз. Когда-то, до интеграции в Windows SDK, Debugging Tools for Windows были доступны в виде отдельного инсталлятора.msi, который и сейчас можно найти, однако уже в недрах дистрибутива Windows SDK. Поскольку у нас на руках имеется уже ISO-образ Windows SDK, то мы можем не монтировать его в систему, а просто открыть при помощи всем уже хорошо знакомого архиватора WinRAR, ну или любого другого продукта, работающего с содержимым ISO-дисков.

    После открытия образа нам необходимо пройти в каталог "Setup", находящийся в корне и далее выбрать одну из директорий:

    • Для установки 64-битной версии: \Setup\WinSDKDebuggingTools_amd64 и распаковать из этого каталога файл dbg_amd64.msi .
    • Для установка 32-битной версии: \Setup\WinSDKDebuggingTools и распаковать из этого каталога файл dbg_x86.msi .

    По окончании инсталляции рабочие директории комплекта Debugging Tools for Windows будут следующими:

    • Для версии x86: C:\Program Files (x86)\Debugging Tools for Windows (x86)
    • Для версии x64: C:\Program Files\Debugging Tools for Windows (x64)

    На этом установку Debugging Tools for Windows можно считать выполненной.

    Дополнительные сведения

    Не знаю с чем это связано, быть может с моей невнимательностью, но после инсталляции Отладочных средств для Windows, инсталлятор не прописывает в системную переменную пути Path путь к каталогу с отладчиком. Это накладывает определенные ограничения на запуск различных отладочных задач напрямую из консоли. Поэтому, в случае отсутствия пути, я самостоятельно прописываю в окне Переменные среды путь к отладочным средствам:

    • C:\Program Files (x86)\Windows Kits\10\Debuggers\x86
    • C:\Program Files (x86)\Windows Kits\10\Debuggers\x64

    * В вашем случае пути могут отличаться как по причине использования ОС другой разрядности, так и по причине использования SDK другой версии.

    Утилиты пакета Debugging Tools for Windows могут работать в качестве переносных приложений, достаточно просто скопировать с рабочей системы каталог Microsoft Windows Performance Toolkit и использовать его в качестве портабельной версии на рабочем сервере. Но не забывайте учитывать разрядность системы!! Если Вы даже произвели полную инсталляцию пакета на критически-важную систему, то работать можно начинать прямо после инсталляции, перезагрузка не требуется.

    Состав Debugging Tools for Windows

    И теперь напоследок приведем состав Debugging Tools for Windows:

    Файл Назначение
    adplus.doc Документация по утилите ADPlus.
    adplus.exe Консольное приложение, которое автоматизирует работу отладчика cdb для создания дампов, лог-файлов для одного или нескольких процессов.
    agestore.exe Утилита для удаления устаревших файлов из хранилища, используемого сервером символов или сервером исходников.
    breakin.exe Утилита, которая позволяет посылать процессам комбинацию пользовательского останова (break), аналогичное нажатию CTRL+C.
    cdb.exe Консольный отладчик пользовательского режима.
    convertstore.exe Утилита для конвертирования символов из уровня 2-tier в уровень 3-tier.
    dbengprx.exe Рипитер (прокси сервер) для удаленной отладки.
    dbgrpc.exe Утилита для отображения информации о состоянии вызова RPC.
    dbgsrv.exe Процесс сервера, используемый для удаленной отладки.
    dbh.exe Утилита для вывода информации о содержимом файла символов.
    dumpchk.exe Утилита проверки дампа. Утилита для быстрой проверки дамп-файла.
    dumpexam.exe Утилита для анализа дампа памяти. Результат выводится в %SystemRoot%\MEMORY.TXT .
    gflags.exe Редактор глобальных флагов системы. Утилита управляет ключами реестра и другими настройками.
    i386kd.exe Обертка к kd. Когда то так назывался kd для систем на базе Windows NT/2000 для x86 машин? Вероятно, оставлено из соображений совместимости.
    ia64kd.exe Обертка к kd. Когда то так назывался kd для систем на базе Windows NT/2000 для ia64 машин? Вероятно, оставлено из соображений совместимости.
    kd.exe Консольный отладчик режима ядра.
    kdbgctrl.exe Инструмент управления отладки ядра. Утилита для управление и конфигурирования kernel debugging connection.
    kdsrv.exe Сервер соединений для KD. Утилита представляет собой небольшое приложений, которое запускается и ждет удаленных соединений. kd запускается на клиенте и подсоединяется к этому серверу для удаленной отладки. И сервер и клиент должны быть из одной сборки Debugging Tools.
    kill.exe Утилита для завершения процессов.
    list.exe Утилита для вывода содержимого файла на экран. В комплекте эта миниатюрная утилита оказалась с одной целью - просмотр больших текстовых или лог-файлов. Занимает немного места в памяти, поскольку грузит текст частями.
    logger.exe Миниатюрный отладчик, который может работать только с одним процессом. Утилита внедряет logexts.dll в пространство процесса, которая записывает все вызовы функций и другие действия исследуемой программы.
    logviewer.exe Утилита для просмотра логов, записанных отладчиком logger.exe.
    ntsd.exe Microsoft NT Symbolic Debugger (NTSD). Отладчик, идентичный cdb, за исключением того, что он создает текстовое окно при запуске. Как и cdb, ntsd способен отлаживать и консольные приложения и графические приложения.
    pdbcopy.exe Утилита для удаления приватных символов из файла символов, контроля за публичными символами, включенными в файл символов.
    remote.exe Утилита для удаленной отладки и удаленного контроля любого консольного отладчика KD, CDB и NTSD. Позволяет запускать все эти консольные отладчики удаленно.
    rtlist.exe Удаленный просмотрщик задач. Утилита используется для вывода списка запущенных процессов через процесс сервера DbgSrv.
    symchk.exe Утилита для загрузки символов с сервера символов Microsoft и создания локального кеша символов.
    symstore.exe Утилита для создания сетевого или локального хранилища символов (2-tier/3-tier). Хранилище символов - специализированная директория на диске, которая строится в соответствии с определенной структурой и содержит символы. В корневой директории символов создается структура подпапок с названиями, идентичными названию компонентов. В свою очередь, в каждой из этих подпапок находятся вложенные подпапки, имеющие специальные наименования, получаемые методом хеширования бинарных файлов. Утилита symstore сканирует папки с компонентами и добавляет новые компоненты в хранилище символов, откуда их может получить любой клиент. Говорится что symstore служит для получения символов из хранилища уровня 0-tier и выкладывания их в хранилище уровня 2-tier/3-tier.
    tlist.exe Просмотрщик задач. Утилита для вывода списка всех запущенных процессов.
    umdh.exe User-mode dump heap utility. Утилита для анализа куч (heap) выбранного процесса. Позволяет выводить различные параметры для кучи.
    usbview.exe Просмотрщик USB. Утилита для просмотра USB устройств, подключенных к компьютеру.
    vmdemux.exe Демультиплексор виртуальной машины. Для одного COM-соединения создает несколько именованных каналов. Каналы используются для отладки различных компонентов виртуальной машины
    windbg.exe Отладчик режима пользователя и режима ядра с графическим интерфейсом.

    Драйвер это по своей сути связующее звено между операционной системой, то есть программным обеспечением и железом, то есть физическими устройствами, таким как видеокарты, принтеры, процессоры и т.д. В операционной системе могут быть заложены базовые драйвера для самых необходимых устройств - мышка, клавиатура, но для всего остального потребуются свежие драйвера.

    Как установить драйвер?

    1.Самый простой способ, если имеется установочный файл, то необходимо просто запустить его и следовать инструкциям установщика.
    2.Если в наличии нет установщика, а присутствуют только файлы с расширениями *.inf , *.dll, *.vxt ,*.sys, *.drv., то алгоритм действий должен примерно следующий:

    a) Для начала надо на рабочем столе выбрать значок (Мой компьютер ) и нажать по нему правой кнопкой мыши, в выпадающем меню выбрать (Свойства ).

    b) Теперь переходим на вкладку (Оборудование ) и нажимает на кнопку (Диспетчер устройств ).

    c) Теперь необходимо выбрать устройство для которого будет устанавливаться/обновляться драйвер. На строке с устройством надо нажать правой кнопкой мыши и в выпадающем меню выбрать (Свойства ), либо можно просто дважды по нему щелкнуть, чтобы перейти в нужные настройки.


    d) Переходим на вкладку (Драйвер ), выбираем кнопку (Обновить ).

    e) В появившемся диалоговом окне выбираем пункт (Нет, не в этот раз ) и переходим (Далее ).

    f) На этом этапе есть два вариант. Можно попытаться установить драйвера в автоматическому режиме, тогда ОС сама попытается найти подходящие устройству драйвера и установить их, для этого выбираем (Автоматическая установка (рекомендуется) ) , если попытка завершится неудачно, то надо переходить ко второму пункту (Установка из указанного места ) и выбираем (Далее ).


    g) Этот пункт меню подразумевает выбор между поиском драйвера на сменных носителях и вариантом указать папку с драйвером самостоятельно. Поэтому если в наличии есть диск с драйверами, то надо вставьте диск в CD-rom и выбрать вариант (Поиск на сменных носителях (дискетах, компакт-дисках..) ) и перейти (Далее ).

    Если драйвер найден и скачен в интернете самостоятельно, то надо указать в ручную путь к папке в которой находятся установочный данные для драйвера следующим образом. Выбираем пункт (Включить следующее место поиска: ) и переходим в (Обзор ), теперь из списка выбираем папку с драйвером и кликаем на кнопку (ОК ). Теперь смело переходим (Далее ), если все сделано правильно, то начнется установка необходимого драйвера.